История дома №3 по Романову переулку (бывшая улица Грановского) заслуживает того, чтобы о нем написали целую книгу. Тем более что о каждом его жильце уже написаны десятки, если не сотни томов.
А если в двух словах, жизнь этого дома такова: построен в 1898 году по проекту гениального архитектора Мейснера в стилях ренессанс и французское барокко. Пятиэтажный, во дворе красивейший чугунный фонтан. Подъезды с огромными парадными лестницами, коваными перилами, полы уложены плиткой графа Шереметева.
С самого начала этот дом в центре Белокаменной заселили государственные деятели, художники, композиторы... Но их имена, увы, остались неизвестны. Зато есть полный список тех, кто жил здесь в советские годы. Одних только маршалов больше десятка, включая Ворошилова, Рокоссовского, Жукова, Малиновского, Конева, Чуйкова и т.д. Здесь же были выданы квартиры академику Наметкину, политическим деятелям Мясищеву, Троцкому, Фрунзе, Тимошенко, Булганину, Хрущеву, Косыгину, Жданову... Весь фасад дома в мемориальных табличках! Когда-то из него собирались сделать даже музей, водить туристов по квартирам с высоченными потолками и рассказывать что-то вроде: вот за этим дубовым столом сидел сам Буденный…
Маршалам квартиры здесь давали в том числе ради удобства — чтобы они могли пешком и без всякой охраны добраться до Генштаба (дом в охранной зоне Московского Кремля). Можете себе представить, сколько стоит тут жилье? В рейтингах оценки самой дорогостоящей недвижимости дом номер три по Романову переулку занимал ведущие строчки (с ценой от 25 тысяч долларов за метр). Правда, продают здесь что-то крайне редко: дети и внуки легендарных личностей не хотят расставаться с пенатами своих отцов и дедов.
В лихие 90‑е на «дом маршалов» кто только не покушался! В цокольном этаже даже работало казино и подпольный мини-спиртзавод. Но жильцы тогда здание отстояли. В общем, отстали от них криминальные личности, и с тех пор жизнь здесь текла тихо-мирно. Все перевернулось примерно полгода назад.
— К нам явились люди из ООО «Константа» и показали свидетельство о праве на собственность, — рассказывает старшая по дому Татьяна Степанова. — Судя по документу, еще в 2013 году 769 кв. м перешли в их владение. Ужас в том, что эта площадь находится в цокольном, или техническом, этаже, и там проходят все коммуникации. Когда залило одну из квартир, работники ЖКХ не смогли попасть туда, чтобы перекрыть стояки.
Управляющая компания ФГУП «ЭВЖД» составила акт, подтверждающий: на выкупленной площади располагаются общедомовые системы отвода, трубопроводов, канализации, узлов учета и т.д.
— То есть все эти помещения — для общего пользования, — говорит Алексей Буденный, внук легендарного полководца. — Как их вообще могли продавать? По документам вроде как выставило их на аукцион изначально Управление делами президента. Имело ли оно такое право? Почему приватизация этих помещений прошла тайно? У нас очень много вопросов.
— В этих же помещениях располагались комнаты для консьержки и инженера, — добавляет Наталья Тимошенко, невестка легендарного маршала. — Коммерсанты их выгнали. Что они собираются устраивать в наших подвалах? Может, ночлежки или какие-то производства? Жизнь всех жильцов под угрозой.
— Непонятно, почему ведутся какие-то работы, хотя дом старинный, а значит, здесь даже молотком нельзя ударить без согласования. Где оно? (Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы уже отправил запрос в ООО «Константа» с требованием представить проектно-сметную документацию, но ответа пока не получил. — Е.М.), — говорит Наталья Конева, дочка похороненного у Кремлевской стены маршала Конева. — Я всю свою сознательную жизнь прожила в этом доме. И всегда осознавала его значимость. А из-за работ в подвалах, в цокольном этаже всю живописную постройку, памятник культуры и истории в центре города могут уничтожить.
— Этот дом сам по себе уже история и ее нельзя превращать в коммерческий вариант, — вторят ей Татьяна и Сергей Руденко, потомки генерального прокурора СССР, главного обвинителя на Нюрнбергском процессе.
И все-таки как «Константа» со смешным уставным фондом — всего в 13 тысяч рублей — стала обладателем культурного достояния? Оказалось, перекупила у другого собственника (по нашим данным, учредители — одни и те же люди). Тот в свою очередь еще у одного. Длинная цепочка была нужна, возможно, для того, чтобы в случае суда признать конечного приобретателя добросовестным. Как бы то ни было, уже начались — без всяких на то согласований — строительные работы. Рабочие заходят в помещения… через окна (выломали решетки, вытащили стекла). Сейчас они заносят туда таким образом даже стройматериалы. Все жалобы жильцов в управляющую компанию остались без ответа.
Потомки маршалов обратились в полицию, написали даже самому президенту (благо до него рукой подать). На днях строители свернули свои работы и ретировались. Они даже поставили обратно решетки на некоторые окна. Надолго ли?
Редакция просит считать эту статью официальным обращением в Генеральную прокуратуру РФ и правительство Москвы.