Такими едкими комментариями пестрел Твиттер с 9 часов утра 8 февраля. Особенно усердствовали автомобилисты, видимо, читавшие Твиттер в пробках. «Пересесть на метро! Никогда!». Пассажирам же было руки с телефоном не поднять в этой давке. Фото, приложенные к постам, сомнений не оставляли — на «Тульской» коллапс. Почему он произошел — разбирался «МК»
Проблемы начались минуть за десять до наступления часа икс для всех работающих в многочисленных офисах в районе станции метро «Тульская». В 8.50 люди, приезжавшие на поездах, проходивших каждые 2 минуты, начали скапливаться на платформе. Выход в южный вестибюль был закрыт, а у ограждения сотрудник метрополитена с громкоговорителем сообщал о том, что откроется он только в 16.00. Толпа уплотнялась. Эскалаторы явно не справлялись с нагрузкой. Пассажиры стали занимать узкую лестницу, предназначенную для спуска. Тем же, кто спускался, приходилось гуськом, прижавшись к стенке, медленно проталкиваться сквозь густую толпу к поездам. Здесь они выдавливались, как паста из тюбика, прямо на кромку платформы и едва не попадали под колеса поезда, вылетавшего из тоннеля. И тут их ждал сюрприз. В 9.15 поезда стали следовать мимо «Тульской» не останавливаясь.
Если судить по официальному Твиттеру Московского метрополитена, ситуация развивалась весьма хаотично. В 9.15 он сообщал, что поезда следуют без остановок. В 9.35 — что станция работает в штатном режиме. В 9.50, согласно Твиттеру, снова поезда следуют без остановок.
А вот что говорят очевидцы.
— Я в 10.12 вышел из поезда, следовавшего в сторону области, — рассказал «МК» Иван, — и увидел, что эскалаторы на подъем остановлены. Люди поднимались по остановившемуся эскалатору пешком. Небольшой подъем, метров 20, занял у меня 15 минут. Люди очень медленно шли. Я еще вовремя приехал. Передо мной небольшая очередь была. А вот за мной уже огромная толпа.
— Я был на станции в 10.30, — говорит другой очевидец, Игорь. — Огромная толпа была на станции. Человек в форме служащего метрополитена объявлял, что один вестибюль закрыт. У северного вестибюля эскалаторы не работали. Все пешком поднимались. И с эскалаторов там начиналась совсем уж плотная толпа. Очень медленно проходили люди, потому что северный вестибюль тоже ремонтируется. Там были палатки, их теперь снесли. Теперь там очень узкий проход.
В этот день на станции оказался координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.
— Мне как раз нужно было попасть внутрь, — рассказывает он. — И это было очень трудно. Я так и не смог дойти до поезда. Там была нереальная толпа. Некоторые говорили, что идут по станции уже 30 минут. Около «Тульской» сейчас очень много деловых центров. Здесь же развязка Третьего транспортного кольца. В результате на станции очень большой пассажиропоток. А сама она спроектирована таким образом, что у нее два очень маленьких выхода, которые совершенно не рассчитаны на такое количество пассажиров. Когда работали оба выхода, они еще худо-бедно справлялись. Хотя все равно это было не очень комфортно. Тот ремонт, который там ведется, призван только заменить плитку — и все. А ведь по большому счету надо соединить выход из метро и уже существующую систему подземных переходов в этом районе. Пешеходы вынуждены скакать по лестницам. Вышел из метро, прошел 50 метров в толчее по грязи и лужам, потом спустился в подземный переход, прошел там нормально, потом опять поднялся, опять лужи, грязь! Почему нельзя прокопать 100–500 метров подземного перехода, чтобы сделать людям удобно.
Выехавшее в срочном порядке где-то в 9.40 на место происшествия руководство метрополитена приняло решение об открытии второго выхода. Южный вестибюль заработал для пассажиров в 10.35
— В южном вестибюле идут работы. Подрядная организация запросила больше времени на их проведение, — сообщили «МК» в пресс-службе Московского метрополитена. — Соответственно, когда возникла данная ситуация, было принято решение об оперативном открытии этого вестибюля. Речь идет о частичном открытии, полностью открыть его невозможно. Там продолжаются строительные работы. На полу временный настил. И до следующих выходных южный вестибюль будет свободен для доступа пассажиров.
Зачем было закрывать на ремонт сразу два вестибюля столь загруженной станции, так и осталось тайной. Впрочем, зная о строительно-ремонтном энтузиазме руководителей столичной подземки, москвичам следует теперь быть все время настороже. О планах закрытия вестибюлей на реконструкцию регулярно сообщается на интернет-ресурсах метрополитена. Так что не пропустите новости о своих станциях.
8 февраля станции «Тульская», кстати, не повезло еще раз. В 12.05 там был обнаружен бесхозный предмет, для обследования которого полиция перекрыла часть платформы. Предмет, оказавшийся пакетом с сосисками, признали неопасным. Скорее всего, в давке выронил кто-то. В давке ведь чего не выронишь.