По словам пресс-секретаря заместителя мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Игоря Пергаменщика, причиной ряда провалов грунта на дорогах стали природные аномалии. Резкое потепление и снегопады сделали свое дело: померзший грунт не смог впитать огромное количество образовавшейся воды. В результате, она проникла в саму структуру дорожного полотна, вызвав вымывание пласта песка и щебня, а потом проседание и провал.
Однако, по мнению экспертов, причина разрушений кроется, в прямом смысле, гораздо глубже.
- Я считаю, что сами по себе природные явления здесь не причем, - объясняет профессор кафедры «Изыскания и проектирования дорог» МАДИ Юрий Кузнецов. - Причина в протечке коммуникаций, которые располагаются под грунтом. Вот есть водопроводная труба с утечкой, и в результате вытекания воды она тащит за собой частицы грунта. После вымывания грунта образуется полость.
По словам Юрия Владимировича, во время холодов грунтовый щебень или песок замерзают и становятся твердыми как камень. С приходом потепления они теряют свою несущую способность. При этом процесс образования полости может идти не один год.
- Самое плохое, что место провала трудно предусмотреть, - продолжает Юрий Кузнецов. - Под землей лежат тысячи километров труб, и узнать какая из них даст сбой - сложно.
В результате дороги Москвы превращаются в бомбу замедленного действия. Автомобилистам только и остается, что ждать, когда под ними разверзнется земля.
- У любого материала есть свой срок годности, - пояснил инженер-гидротехник Олег Бойков. - В начале 2000-х провели провели научное исследование и выяснили, что в среднем срок эксплуатации водопроводных и канализационных труб в Москве превышен уже на 10 лет. Но увы, эта цифра ничего не значила.
По словам нашего собеседника, прямых указаний перекладывать «просроченные» трубы тогда просто было. Во-первых, для соблюдения всех правил пришлось бы перекопать пол-Москвы и потратить огромные средства. Во-вторых, нужно было ответить на извечный вопрос «Кто виноват?»: это гигантское упущение ответственных за состояние канализации. В итоге, был дан негласный указ: все оставить, как есть, заменять участки только по мере фактического износа, аварий. Так что современные пластиковые трубы с известным длительным сроком эксплуатации приходят на смену старых чугунных или керамических постепенно.
- Резкий температурный скачок способствует изменению геологической обстановки: текут подземные воды, - продолжает Олег. - А даже небольшого сдвига в изношенной системе уже достаточно для аварии. Например, на трубе был свищ, в периоды холодов он замерз. А как только потеплело, сквозь него пошла вода.
Свою роль играет и повышенное давление на теплотрассы. Что ж, еще парочка таких зим с перепадами температур и в Москве, наконец, поменяют всю систему коммуникаций. Главное, дотерпеть.