Самое удивительное, что самой иконы на выставке нет. Она находится в реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в специально оборудованном помещении, с особым микроклиматом и современными приборами контроля. Доступ к ней имеют лишь двенадцать научных сотрудников. Лишь через два года постоянного контроля, убедившись, что состояние иконы стабильно и ее сохранности ничто не угрожает, специалисты начнут подготовку к ее экспонированию.
Однако этот факт не мешает восхититься удивительной работой реставраторов. На многочисленных фотографиях красочно и подробно иллюстрируются этапы возрождения шедевра. Главное украшение выставки — список с иконы, сделанный рукой главного художника-реставратора Александра Горматюка. Именно такой она была когда-то. Именно так смотрели глаза Богородицы на мир.
— Процесс раскрытия осложняли не только многочисленные позднейшие вмешательства, но и своеобразие авторского красочного слоя, особенно его необычайная тонкость на лике, — рассказывает Александр Горматюк.
Чтобы понять всю грандиозность проделанной работы, достаточно взглянуть на цветные фотографии 1918 года, сделанные в тот момент, когда икона впервые попала в руки Игоря Грабаря. На фотографии видно бугристое нагромождение вздувшихся красок, в которых с трудом угадываются очертания лика. Икона многое перенесла, как говорят специалисты, «в процессе бытования». Написанная в XII веке, она побывала под руинами рухнувшего храма, а во время одного из нашествий врага на Русь с нее сорвали оклад, вырвав с корнем гвозди, которыми он крепился к иконе.
— Икона вместе с православным народом претерпевала все тяготы и невзгоды, начиная с татаро-монгольского ига, — продолжает рассказ Александр Горматюк. — И многие подновления связаны не просто с физическим старением материала, но и с актами вандализма.
Икону всегда сопровождали чудеса. В 1771 году она исцелила жителей Суздаля от чумы. Запись об этом чуде сохранилась в воспоминаниях местного доктора Капеля, вполне прагматичного лютеранина. Он писал: «Я думал, что не увижу чуда на земле, но я его увидел». Чудо, что она прожила столь долгий век — более 800 лет. В то время как иконы считались вполне бытовым предметом, их меняли, писали новые, а старые относили в лес или пускали по течению реки. Поэтому, собственно, икон того времени практически не сохранилось. Когда после революции массово уничтожались иконы и сносились храмы, Игорю Грабарю удалось убедить новых хозяев жизни в том, что эта икона не только предмет культа, но и культурная ценность и предмет искусства.
В процессе реставрации сами собой находились удивительные давно забытые или утерянные документы, позволяющие специалистам выходить подчас из тупиковых ситуаций и решать загадки этого произведения искусства, находились нужные люди. Директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова считает: икона сама решает за себя многое, в том числе где ей быть. Например, несколько дней не могли решиться специалисты перевезти икону в Центр Грабаря: что-то мешало принять им это вроде бы логичное решение. В результате отказались. На следующий день в Центре реставрации случился пожар…
Почему так долго шла реставрация? Икона прошла через руки пяти поколений специалистов. Первые поколения больше изучали ее и пытались сохранить, нежели решались на какие-то вмешательства. Икону расчистили от плесени, провели большую работу с отставаниями красочного слоя и устранением поздних наслоений. Последние достижения науки и техники, такие, как, например, 3D-сканирование, позволили реставраторам принять ряд важных решений и решиться на полную расчистку, чтобы открыть исконный, первозданный образ, что томился все эти века под спудом времени и судьбы. Открыв зрителям истинный лик Богородицы, реставраторы возродили к жизни не только уникальный шедевр древнерусской живописи домонгольского периода, но позволили заглянуть в глаза, в которые смотрели Андрей Боголюбский и его современники, ища помощи, защиты и поддержки.
— У этой иконы нет значимости. Она бесценна, — рассказала «МК» Светлана Мельникова. — Это святыня русской земли, которая на протяжении многих веков была духовной опорой русскому человеку. И необыкновенным Божьим промыслом эта икона осталась жить. В 1915 году сказали, что иконы практически нет, а сегодня она есть. Это тоже чудо, и сделано оно рукой реставраторов.