По удивительному совпадению в день, когда все узнали о страшной трагедии семьи Якубовых (сын застрелил из «Сайги» обоих родителей и потом покончил с собой) вышел в свет приказ МВД, ужесточающий требования к гражданскому, в том числе к охотничьему, оружию. Но убережет ли он от новых трагедий?
Больше всего вся эта череда жестоких убийств ударила по участковым: ведь именно они обязаны ходить с проверками по домам владельцев оружия. По закону делать это они должны не реже одного раза в год (можно чаще!), но по факту к некоторым охотникам полицейские не заглядывают по нескольку лет. В отдельных регионах участковые подделывают акты проверки условия хранения оружия. Точнее, они заполняют их, не выезжая на место, указывая размеры сейфа, что называется, от балды. Не всегда полицейские отслеживают, когда закончилось разрешение на оружие. А если и отслеживают, то опять-таки не всегда спешат выяснить, почему. Не далее как вчера стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении инспектора по лицензионно-разрешительной работе ОМВД Косино-Ухтомское Андрея Сарычева. Он продлил лицензию на хранение травматического оружия, не проверив даже, есть ли сейф у хозяина. В результате 10 дней назад 11-летний сын владельца пистолета взял «ствол» и застрелился.
В случае с Якубовыми разрешение на «Сайгу» у Тагера Идрисовича закончилось 16 января, а подать документы на продление он должен был за месяц, то есть 16 декабря. И как знать - вдруг эту справку ему бы не дали? Тогда бы, соответственно, ружье изъяли и вся семья бы выжила? Вообще если бы полиция чаще навещала каждого человека с ружьем, то он бы более строго относится к его хранению и использованию. Но полицейские кивают на безответственность граждан и некую правовую неопределённость.
- Проблема первая: закон обязывает получать разрешение на охотничье оружие по месту жительства, а вот хранить его там - нет, - говорит наш источник в МВД. - Часто люди переезжают из региона в регион, «ствол» берут с собой (чтобы можно было охотиться). При этом участкового они не уведомляют. Проблема вторая: хозяева зачастую не пускают на порог, ссылаясь на неприкосновенность жилища. Проблема третья: закон обязывает хранить оружие в условиях, когда к нему не имеют доступа посторонние. Так вот, большинство россиян считают, что члены их семьи - не являются посторонними. В итоге сыновья имеют доступ к оружию отцов, жены - мужей и т. д.
Во многих из таких случаев полицейские отбирали оружие у нерадивых владельцев. Но те шли в суды, оспаривая подобный «беспредел». Чтобы избежать бесконечных судебных волокит и был подготовке новый приказ МВД. Вот важные моменты, на которые сделали акцент в полицейском ведомстве. Если у человека дома ружье, и его сохранность нужно проверить, ни о какой неприкосновенности жилища речи быть не может. Кстати, это подтвердил недавно Верховный суд. Он оставил без удовлетворения иск судьи в отставке, который не хотел чтобы полицейские навещали его, проверяя сохранность его карабина. МВД также разъяснил: все члены семьи, на которых оружие не зарегистрировано, по отношению к нему лица посторонние. То есть в случае если жена имеет травматический пистолет, а муж - «Сайгу», каждый должен хранить свое оружие в отдельном сейфе и ключи от него держать в недоступном месте. Супруга ни в коем случае не может пользоваться мужниным охотничьим оружием, а он — ее травматикой.
Но есть и небольшое послабление для владельцев стволов, привлеченных к административной ответственности (у них ведь сразу отнимается «ствол»). Через год они снова могут претендовать на то, чтобы получить разрешение на него.
Много было споров о том, кого лишать права на оружие пожизненно. В законе говориться, что делается это в случае, когда гражданин был осужден за преступление, связанное с оружием. МВД признало: если оружие во время преступления не использовалось, то пожизненного запрета на него нет.