Час дня. На улице — минус 11. Около ресторана «Прага» собираются уличные художники. Поддержать их спешат и арбатские музыканты, которые имеют немалый опыт по борьбе за свои права на творчество на самой известной пешеходной улице столицы. Скоро в начале Арбата образуется сходка в 20–30 человек, не считая прессы и 5–6 полицейских. Художники, впрочем, совсем не хотят превращать совет в митинг. Хотя один из музыкантов и пытается митинговать, но мастера кисти просят его не форсировать ситуацию.
— Мы всего лишь хотели лицом к лицу, а не по телефону, обсудить ситуацию, решить, что делать, — говорит «МК» художник Владимир Доцоев, один из тех, кого на днях задержала полиция и оштрафовала. — Но, похоже, сегодня не получится.
Действительно, художникам не до того, да и музыканты, съевшие собаку на защите своих прав, подливают масла в огонь. К последним не раз предъявляли претензии — в основном местные жители из-за громкой музыки (многие используют усилители). А вот к художникам особых претензий раньше не было — карандаш не шумит. Тем более что, как пояснил нам Владимир Доцоев, «несколько лет назад на запрос в мэрию был получен ответ: художники, работающие на улицах Москвы, лицензированию не подлежат».
Художники давно стали визитной карточкой Арбата: в 1986 году улица после реконструкции стала пешеходной, и они почти сразу ее облюбовали. Со временем живописцев стали воспринимать как неотъемлемый атрибут старинной улицы. Но в последнее время заговорили о том, чтобы упорядочить их деятельность. В 2015 году в Мосгордуме начали обсуждать законопроект о введении патентов для уличных художников-портретистов и музыкантов, а также об установке специальных стендов на Арбате (по типу таких, что поставили на Крымском Валу). Но, несмотря на то что в этом году законопроект собираются принять, ясности с ним никакой нет, а по словам художников, их на сей счет держат в неведении. Сколько будет стоить патент, как будут разделены зоны и как оформить лицензию — пока тайна, покрытая мраком.
— Никто с нами ничего не обсуждал, — продолжает Доцоев. — Просто подошли и забрали, не объяснив оснований. Причем отвели не в милицию, а в управу, арестовали вещи и выписали штраф. Дали постановление о том, что в неположенном месте мы предлагали свои услуги и брали за это деньги. Хотя мы просто стояли, в 17-градусный мороз мы никого не рисовали.
— Вы готовы сделать себе патент, как это предлагает готовящийся закон о патентовании «самозанятых» граждан?
— Смотря сколько он будет стоить… Мы выходим ведь не каждый день, приходим, когда есть время. И не столько работать, а пообщаться, порисовать. Раньше нам никто ничего не говорил против, а тут выгнали. Одного художника вообще обвинили в организации митинга — из-за того, что вокруг него собирались два-три человека, чтобы понаблюдать за процессом рисования. Если нам предложат работать на законных основаниях, мы только за. Если хотят, чтоб мы оформили себя как частных предпринимателей, то объясните, как и что. Раньше нас не трогали, а сейчас выгнали, не сказав, по какой статье. Как-то летом нас пригласили в управу, чтобы обсудить все, мы пришли, но никто к нам не вышел. А мы готовы к диалогу…
В управе района Арбат отказались прокомментировать ситуацию для «МК». К художникам чиновники тоже не вышли. Результатом сходки стало решение собрать инициативную группу и идти в префектуру, чтобы, во-первых, установить документ, на основании которого оштрафовали художников, а во-вторых, узнать, как быть дальше и что от художников хотят. А пока художники не будут рисковать выходить на Арбат. После собрания пешеходная улица и правда опустела. Появятся ли на ней снова портретисты — не ясно.