...Иногда кажется, что стройка на Соколе была всегда: за те 10 лет, пока отчаянно рыли Алабяно-Балтийский тоннель, уже выросло поколение детей, не помнящих улицы нераскопанными. Подземные дороги разгрузили забитые Ленинградское и Волоколамское шоссе, но один из тоннелей, Волоколамский, в первых числах каждого года вместе во всей страной уходит на зимние каникулы. Уже в начале 2013-го дорогу закрыли на пару дней. Остановить движение пришлось из-за опасного обледенения покрытия. Зимой 2014-го ситуация повторилась. Тогда неполадки объяснили недостаточной гидроизоляцией тоннеля.
2 и 9 января уже этого года подземная дорога снова была перекрыта, и снова из-за льда. Автомобилисты ничуть не удивлены происходящим.
— В тоннеле каждую зиму наледь, причем не просто наледь, а глыбы льда нависают, — пожаловался «МК» водитель «Форда» Евгений. — В правых полосах ледяной наст в несколько сантиметров. Да и летом неплохо капает.
Только службы ЖКХ отогрели тоннель от январского льда, а автомобилисты намеревались с ветерком доехать до работы 11 января, как грянула новая проблема: тоннель затопило после прорыва трубы с отоплением. О гидроизоляции в этом году ничего не говорят, но ясно одно: системные сбои в работе и ежегодное латание дыр только подтверждают, что с конструкцией что-то не так. А это уже непозволительная роскошь: тоннель и так считается особо опасным для проезда местом, где запрещено даже перестраиваться из одной полосы в другую, а лед и фигурное катание точно уже не входят в обязательную программу проезда в подземке.
— Волоколамский тоннель — постройка не самого хорошего качества, — заключил заведующий кафедрой мостов и транспортных тоннелей МАДИ Лев Маковский. — Ошибка не может быть на одном этапе: я считаю, что это упущение на стадии и проектирования, и строительства, и эксплуатации. Подозреваю, что там нет такой гидроизоляции, какая должна быть. Внешние причины здесь ни при чем: расположенный рядом Ленинградский тоннель не нужно лечить каждый год. А здесь закрытие за закрытием.
Проектированием и строительством тоннеля занималось научно-производственное объединение «Космос». Авторы тоннеля, конечно, называют свои причины, признавая, впрочем, наличие проблем с изоляцией.
— Видимо, деформационные швы между бетонными блоками износились и уже не держат воду, — признает вице-президент НПО «Космос» (компании, которая до 2014 года занималась строительством тоннеля) Владимир Варыгин. — Естественно, при проектировании учитывались подобные ситуации, но, видимо, геологическая ситуация изменилась, и все вышло из-под контроля.
Деформационные швы соединяют секции тоннеля и, по словам экспертов, располагаются через каждые 50 метров дороги длиной 1730 метров. Если это так, то ремонтировать придется 34 шва. Что же за материал такой взяли для изготовления деформационных швов, раз его срок годности составил всего 4 года?
— Деформационные швы вполне могут износиться за четыре года и течь, если их некачественно сделать. Опять же, это просчет либо проектировщиков, либо строителей, — заключил Лев Маковский.
Почему проектировщики, зная о геологической ситуации под Ленинградкой, не сделали запас прочности и износостойкости конструкции в случае внешних изменений? Под геологической ситуацией, на которую, впрочем, ссылаются и другие эксперты, подразумеваются соседнее строительство Алабяно-Балтийского и реконструкция Ленинградского тоннелей. А под источником протечки — подземные воды и речка с забавным названием Таракановка, создающая совсем невеселые проблемы.
Таракановка — приток Москва-реки, вдоль течения которой находится большое количество промышленных предприятий, сбрасывающих в нее свои отходы. Река протекает прямо над Волоколамским и Алабяно-Балтийским тоннелями.
— В Таракановку попадает большое количество строительных отходов, вот и возникают проблемы, — говорит эксперт по городским коммуникациям Игорь Епифанов.
Игорь отметил, что большие строительства влияют на природное расположение грунтовых вод, что, вполне возможно, и привело к гидрогеологическим изменениям. Но, опять же, по словам эксперта, при строительстве моделируют ситуации, и должен производиться расчет по изменениям физических параметров реки. Если еще в 2014 году, во время второго обледенения, присутствие воды в тоннеле объясняли теплой зимой и тем, что грунтовые воды не успели замерзнуть, то приводить этот же аргумент, когда на градуснике минус 20, неловко. Но пока не будет детального осмотра тоннеля и экспертизы, точно назвать причину неполадок будет невозможно.
— Экспертиза — это большие эксплуатационные расходы, — уточняет транспортный планировщик Александр Стрельников, — но, к сожалению, у нас не применяется способ проектирования с учетом дальнейшего развития проекта, генеральный план становится неподвижным целым.
Но теперь говорить поздно: тоннель работает уже 7 лет. Нужно ли будет автомобилистам каждую зиму вносить изменения в свой маршрут из-за перекрытого тоннеля? Опять же, здесь эксперты расходятся во мнениях: одни говорят, что вскрытие тоннеля неизбежно и для экспертизы, и для последующего ремонта. А это значит, что реконструкция может затянуться. Есть и второй вариант: дренаж швов. Прикрепить к своду специальные лотки, в которые будет стекать вода, а дальше их увести в магистральную трубу. Но, видимо, три предыдущих года властям этот способ был не по душе, раз тоннель стоял неприкосновенным, а каждую зиму его отогревали теплом всего московского ЖКХ. Теперь же, по словам водителей, вдоль стен все-таки установили лотки для сбора воды. Идея вроде хорошая, однако они сужают движение по крайней правой и крайней левой полосам, что является нарушением требований безопасности дорожного движения.
Кстати, есть мнение, что недавний прорыв трубы не был случайностью. От внешнего теплопровода в тоннель протянули трубки для обогрева асфальта (надо же было как-то растопить лед). Но по каким-то причинам он лопнул, и это привело к очередной аварии.
А Алабяно-Балтийский тоннель сбоил еще на стадии строительства. В 2014 году, когда проезд по тоннелю был возможен только в одну сторону, после сильного дождя произошло затопление, движение перекрыли. Уже тогда среди причин протечки специалисты отмечали негерметичность конструкции. Надеемся, что к концу строительства эта оплошность была исправлена, а не оставлена в стиле Волоколамского тоннеля...