За 10 лет, в течение которых из площади хотели не то чтобы сделать конфетку, но хотя бы навести порядок, сменилась не одна концепция и прозвучало не одно обещание. Торговый центр, огромная подземная парковка — все это отошло на задний план. В итоге в департаменте транспорта остановились на проекте минималистичном, но, по их словам, действенном.
В 2015 год пространство рядом с Белорусским вокзалом вошло в таком виде: стройка на улице Бутырский Вал, хаотичные парковки перед самим вокзалом, вечные пробки и нервные водители. «Транспортный спрос улицы был превышен почти на 50%, — вспоминает руководитель Центра организации дорожного движения Вадим Юрьев. — Необходимо было зарыть многолетний котлован, положить асфальт, нанести разметку. Теперь дорога расширена».
На помощь к «потолстевшему» Бутырскому Валу пришли умные светофоры, которые переключают фазы в зависимости от интенсивности движения. По словам руководителя экспертного центра Константина Антоновича, такая организация работы трехглазых регуляторов наиболее эффективная: обычный светофор может гореть зеленым для машин, когда их уже и нет на дороге. При этом на площади регулирование этого типа организовано только по второстепенным направлениям: на 1-й Брестской улице, при выезде с Грузинского Вала и на самой площади. 1-я Тверская-Ямская осталась обделена.
Особое внимание при реконструкции уделили и наболевшей теме парковок. На площади уже организовано 314 машино-мест, еще 400 планируется открыть в следующем году.
— Знаете, а я не почувствовал пока никаких изменений, — говорит координатор общественного движения «Автомобилисты Москва» Леонид Антонов. — При этом отмененный проект, предусматривающий строительство подземного паркинга, был значительно эффективнее. Поймите, под землей тогда разместилась бы тысяча мест — а это четверть от всех размеченных парковочных мест на улично-дорожной сети внутри Бульварного кольца. Возникает ощущение, что тенденция к сворачиванию внеуличного парковочного пространства — это первые ласточки к введению платы за въезд в пределы Третьего транспортного кольца.
В апреле 2016 года начнется второй этап реконструкции. К июлю на площади Тверской Заставы появятся еще 400 машино-мест, 10 мест для посадки-высадки и карман для остановки такси на 8 автомобилей. Нельзя будет повернуть от самого Белорусского вокзала и влиться в поток машин, идущих с Грузинского Вала.
— Он не пользуется популярностью, — объясняют транспортники, — приходится расставлять приоритеты. Если хотите с Белорусского вокзала попасть на Бутырский Вал, ищите пути объезда, например, по 2-й Брестской улице.
Еще одно изменение, вызывающее много споров, — возвращение на площадь памятника Максиму Горькому. По первым замыслам, сквер с памятником может стать заменой одному из участков с парковочными местами: как раз на небольшом участке в начале площади. Писатель займет территорию, на которой теоретически поместится сотня машино-мест. Обделенные автомобилисты и поклонники культурного обогащения города уже вовсю готовят аргументы в свою защиту.