Как в разных странах пытаются облагородить старые дома-коробки

Проснитесь, спальные районы!

Иногда кажется, что проектировщики спальных районов свято верили: в их дома люди будут приезжать только поспать, поэтому днем эту скудную, «типовую» архитектуру никто не увидит. Но если от пятиэтажных хрущевок власти предпочли избавиться радикально, отправив под снос, то как быть с «панельными небоскребами»? Можно ли как-то улучшить вид кварталов с советскими многоэтажками, «МК» узнал у западных экспертов.

Проснитесь, спальные районы!
Здание в коконе из кожи-стрейч. Фото: laboratory for visionary architecture

Профессор факультета архитектуры и городских исследований Миланского технического университета Марко Мареджи убежден, что унылые многоквартирные дома — это не только московская проблема. В старых европейских городах тоже встречаются такие «коробки», правда, в основном для людей с низким доходом. И итальянские архитекторы тоже озадачены, как можно изменить, реконструировать подобные депрессивные районы.

— Сейчас из-за кризиса нам пришлось пересмотреть приоритеты, — поясняет профессор. — На первом месте не ликвидация зданий со строительством новых, а работа над теми, что уже есть. Мне понятно желание коллег самовыразиться, но сегодня важнее приложить свою энергию к уже существующему жилому фонду.

Например, Мареджи предлагает перестроить только часть здания, организовать по-другому пространство: на первом этаже разбить зимний сад, сделать по контуру несколько террас, оборудовать по-особому крышу, сделать мансарду. «Необходимо привлекать к обсуждению проектов граждан, общественные организации, так как с деньгами сейчас у всех плохо», — добавляет эксперт.

Кстати, итальянское архитектурное бюро предложило построить в Милане два жилых небоскреба (около 100 метров) со специальными нишами на фасаде для живых деревьев, кустарников и цветников. В итоге получается настоящий вертикальный лес из почти тысячи деревьев, и жильцы смогут дышать свежим «загородным» воздухом. В разных вариантах идею предлагают использовать и для реновации уже существующих домов. Так, в Польша архитекторы, чтобы освежить угрюмый двор-колодец одной из многоэтажек, сделали на высоте подвесную прогулочную тропинку из металлических конструкций и даже посадили на ней травку.

Советник мэра Лондона, почетный член Королевской академии британских архитекторов Питер Бишоп сам недавно побывал в российской столице и признался, что по первым впечатлениям Москва очень напомнила ему Лондон. «Такой же большой город, местами грязный, но живой и энергичный, — заметил англичанин «МК». — В Лондоне я бы тоже мог вам показать весьма уродливые районы. Каждый город совершает ошибки».

По мнению г-на Бишопа, одна из проблем в том, что при разработке идеи архитекторы не учитывают человеческий фактор. В качестве примера он приводит фотографии Нового Арбата: здесь за основу дизайна, полагает британец, берется некий очень простой, примитивный элемент, и он тиражируется до гигантских масштабов.

— Причем это происходит как в рамках конкретного здания, так и в рамках архитектуры целых районов, городов, стран, — уточняет Питер Бишоп. — То есть эту фотографию можно принять за фотографию какого угодно города какого угодно архитектора в современном мире. Мы теряем местный колорит.

С другой стороны, добавляет эксперт, каждый архитектурный слой хранит историю мегаполиса. Конечно, люди не обязаны вечно мириться с тем, что не нравится, но иногда, разрушая дома 30–40-летней давности, они просто не понимают всей их ценности. Так что это очень сложная задача — модернизировать город, сохраняя при этом его душу.

«Когда мы пытались перестроить и изменить уже существующий дизайн в Лондоне, мы концентрировались на трех аспектах: выборе хороших архитекторов; создании общественных пространств, которые меняют восприятие района в целом; развитии многофункциональности территории», — заключил г-н Бишоп.

Многоэтажки-леса итальянских архитекторов. Фото: laboratory for visionary architecture

Кстати, одна из наиболее популярных и экономичных возможностей обновить старую «коробочную» архитектуру — расписать фасады и стены или укрепить новые яркие элементы, например балконы. В Лондоне есть известный район (правда, не высотный) — Кэмден-таун, рай неформалов, где на фасадах красуются гигантские бутафорные ботинки, стулья, дракон, пальмы, самолеты, не говоря о всевозможных шедеврах граффити.

Главный архитектор Барселоны Висенте Гуайярт считает, что испанский мегаполис не стал исключением, также столкнувшись с проблемой спальных районов.

— В последние годы нам пришлось приложить немало усилий, чтобы трансформировать их и превратить в нормальные городские кварталы, — признает синьор Гуайярт. — И прежде всего пришлось избавляться от монофункциональности, потому что, когда люди не просто ночуют, но и работают и отдыхают на какой-то территории, это улучшает общую атмосферу и сказывается на оформлении зданий в том числе.

Испанец предлагает, например, добавлять старым высотным домам новые визуально выделяющиеся уровни с помощью пристроек; делать более широкие балконы-террасы; для генерации энергии можно устанавливать на фасады солнечные батареи; длинные здания — «резать», чтобы между ними появлялись сквозные проходы, аллеи и пространство выглядело дружелюбнее.

Кстати, в Австралии международное архитектурное бюро (Laboratory for Visionary Architecture) опробовало довольно экономичный способ модернизации старых зданий с помощью специальной стрейчевой «кожи». На многоэтажку надевают прозрачный фигурный кокон из текстильной сетки. При этом встроенные солнечные элементы аккумулируют энергию, которая используется для необычной ночной подсветки. В качестве эксперимента разработчики украсили коконом здание технологического университета в Сиднее.

А шведские архитекторы пару лет назад предложили украсить поверхность одной из стокгольмских высоток специальными соломинками-щетинками, которые, развеваясь на ветру, не только меняют силуэт здания, но и могут генерировать энергию и, соответственно, выполнять роль ночной подсветки.

Между тем в Токио в ближайшие годы планируется демонтировать около сотни старых небоскребов выше ста метров. Японские инженеры несколько лет назад представили технологию, которая позволяет этаж за этажом разбирать небоскребы без лишних шума и пыли. Верхние этажи и крышу крепят на временных колоннах, которые выполняют функцию внешнего каркаса и постепенно опускаются, по мере того как рабочие разбирают стены изнутри.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26962 от 13 ноября 2015

Заголовок в газете: Проснитесь, спальные районы!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру