Велосипедные дорожки в Москве зазимуют недоделанными

Между тем ремонт только некоторых из них обошелся в три миллиона рублей

Велосезон в столице подходит к концу. В этом году был совершен настоящий прорыв: для двухколесного транспорта оборудовали 10 дорожек, велосипедистам разрешили двигаться по выделенным полосам и расширили время бесплатного провоза велосипедов в электричках — с 9 вечера до 6 утра. Центром велодвижения во всех смыслах теперь стало Бульварное кольцо: там полоса протянулась от Никитского до Чистопрудного бульвара, причем некоторые отрезки пути проложили прямо по тротуару. Под занавес сезона корреспондент «МК» решила подвести итоги — проехаться по некоторым участкам и проверить состояние велотрасс.

Между тем ремонт только некоторых из них обошелся в три миллиона рублей
Звенящие под колесами канализационные люки — далеко не самая большая беда велодорожек. Фото: Андрей Грушин

Велорейд начался с Большой Никитской. Открывшаяся после ремонта улица с «налетом Европы» смогла обрадовать не всех: да, красиво, да, фонари, да, плиточка. Можно остановиться и сказать: «И на том спасибо». Но ведь если делать, то делать хорошо? На первый взгляд все так и есть: покрытие, разметка и даже специальный светофор для двухколесного транспорта. Однако попытка проехаться сразу обозначает все неудобства. Ширина велодорожки такова, что не зайти на нее пешеходу просто невозможно: приходится либо прижиматься к зданиям, либо прыгать под колеса. А велосипедисты вынуждены лавировать между прохожими, которым и отойти-то толком некуда.

— Здесь не такое быстрое движение, мне проще ехать в потоке машин, — говорит велосипедист Андрей. — Пешеходы не дают проехать, приходится снижать скорость, все это крайне неудобно. Чуть дальше, на Тверском бульваре, есть дорожка прямо на проезжей части — так намного лучше.

Велодорожку на Фрунзенской набережной часто перекапывают. Фото: Андрей Грушин

Но есть и плюсы проезда по Большой Никитской — велодорожка развивает скорость реакции. Например, прямо на площади Никитские Ворота есть автобусная остановка. Только обозначена она не как везде — зигзагом на асфальте или павильоном, — а только знаком, который теряется в общей картине. Пассажиры выходят прямо на полосу для велосипедов, ведь тротуар слишком мал. Вот и приходится проявлять чудеса эквилибристики, проезжая между вышедшими из автобуса людьми. Меня от столкновения спасла только небольшая скорость, с которой я ехала. Иначе быть пешеходу задавленным.

— Велосипедная дорожка на Большой Никитской соответствует стандартам, но не соответствует реальности. Это один из самых неудачных примеров, она занимает почти всю ширину тротуара, и, по сути, ее оттуда можно просто убрать, — пояснил «МК» велоактивист Владимир Кумов. — Но в ближайшее время ГОСТы на дорожки должны быть изменены, и это облегчит жизнь проектировщикам и велосипедистам.

В Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры признают неудобство этой дорожки.

— Мы сами видим, что она не идеальная, — пояснила заместитель руководителя департамента Алина Бисембаева. — В соответствии с нашей схемой она должна была быть другой. Дорожка бы отделялась от пешеходной зоны более четко, но, к сожалению, строители посчитали, что так будет проще или что лучше с технической точки зрения. Пока мы ее сужать или демонтировать не будем.

Фото: Андрей Грушин

Вообще разметка велодорожек — интересная тема. Возникает ощущение, что на разных улицах разметку делали разные ведомства: тут покрытие есть, там покрытия нет, а тут вообще как бы в лужах не утонуть. Однако существует единый ГОСТ, в котором и прописаны все нюансы. Как говорит Кумов, добиться внесения в него изменений не так-то просто. Предыдущие поправки, которые добавили в апреле 2014-го, до этого пробивали 4 года. А между тем именно там впервые вводилось понятие «велодорожка» и четко объяснялось, кому и где можно ехать.

Но по сравнению с противостоянием пешеходов и велосипедистов другие недочеты в разметке кажутся мелочью. Звенящие под колесами велосипеда люки, решетки ливнестока, уложенные не по правилам, брусчатка и, конечно же, бордюры. В этом году, когда разметка там только появилась, бордюры решили не замечать и проложили дорожку прямо по ним. Мол, перепрыгнете. Потом, видимо, одумались и препятствие спилили.

— Я езжу на велосипеде не очень уверенно, — рассказывает нам велосипедистка Анна. — Только учусь преодолевать бордюры. То, что их срезали, — уже неплохо, но ведь и срезали неравномерно: там выше, тут ниже. Когда едешь, это чувствуется.

В целом ситуация с дорожками на Бульварном кольце не такая плачевная. О безопасности постарались позаботиться: обилие табличек вдоль движения, а все пересечения с проезжей частью окрашены в красный цвет. От проезжающих машин полоса отделена припаркованными авто или специальной разметкой. Но некоторые велолюбители отмечают, что для большего спокойствия полосу можно было отделить физическим препятствием, как это сделано в Европе.

В Варшаве посредине велодорожки может стоять дерево. А у нас — фонарный столб. Фото: Андрей Грушин

Меняем локацию, теперь прокатимся по одной из самых протяженных велотрасс в Москва — дорожке вдоль Фрунзенской набережной, плавно перетекающей в Лужнецкую. Вот где, казалось бы, можно разогнаться, чтобы ветер в лицо: тротуар широкий, пешеходы ехать не мешают, чудо да и только. Однако не успели мы набрать скорость, как пришлось выехать на оживленную трассу: стройка. Как признаются местные жители, копают здесь часто. На наших глазах строители сняли асфальт с разметкой, но, к счастью, через пару дней положили новый, а разметку вернули.

На Фрунзенской набережной перекопано всего несколько участков. Но настоящая строительная феерия творится уже у Лужников. Там перекрыто 80% всей выделенной линии, так что с двухколесным другом туда лучше вообще не соваться. Как нам пояснили в спорткомплексе «Лужники», ситуация не изменится вплоть до окончания подготовки к чемпионату мира по футболу, а именно до 2017 года.

Да и на свободных от сеток и вскрытого асфальта участках много находок. Вдруг вылезший на велодорожку фонарный столб, ветки деревьев, с которыми можно встретиться буквально лицом к лицу. Как оказалось, такими сюрпризами грешат дорожки не только в Москве.

— У нас в Варшаве посреди велодорожки может вообще стоять дерево, — смеется велолюбитель из Польша Адриан. — Хотя вот я много езжу и все-таки отмечу, что в Польше дорожки лучше: ровнее, покрытие есть, опять же, нет люков.

Будем надеяться, что в дальнейшем при проектировании новых дорожек власти учтут свои ошибки, тем более что велодорожки — удовольствие не из дешевых. Один только ремонт велодорожек на территории Пушкинской, Андреевской, Воробьевской набережных и в парке им. Горького обошелся почти в три миллиона рублей. Если судить по планам на следующий год — «Зеленое кольцо», велополосы в Подмосковье, продолжение обустройства московских улиц, — суммы будут только расти.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26951 от 30 октября 2015

Заголовок в газете: Вело так и осталось недоделанным

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру