На всякий случай извиняясь и поясняя, что используют слово «бомж» без всякого пренебрежительного оттенка, а исключительно для краткости, эксперты обрисовали портрет среднестатистического бездомного в Москве. Около 80% всех бездомных — мужчины. 95% — приезжие, оказавшиеся на улице главным образом из-за пристрастия к алкоголю или наркотикам. У половины нет никаких документов, удостоверяющих личность. До трети — побывали в местах лишения свободы. Каждый пятый принципиально не хочет работать. И наконец, 90% бездомных решительно отказываются покидать столичный регион, поскольку специально ехали именно в Москва.
Такой асоциальный образ жизни, констатировали эксперты, угрожает и окружающим, и городской среде, и самим бездомным. Они совершают кражи, устраивают драки, портят городское имущество, создают проблемы в метрополитене, болеют туберкулезом, более 3,5 тысячи с ВИЧ-инфекцией... Однако практически все распространенные способы помощи таким гражданам, по словам волонтеров, не приносят ожидаемого результата.
После организованной раздачи горячей пищи, мытья и выдачи лекарств бродяги снова возвращаются в свои подвалы, канализационные люки и на чердаки и продолжают жить по-старому. Попытки помочь билетами или деньгами на дорогу домой чаще всего заканчиваются тем, что деньги пропиваются, и даже электронные билеты бездомные умудряются как-то сдать. А если их сажают прямо на поезд, то через некоторое время большинство «репатриантов» снова оказываются в Москве. Восстанавливать документы тоже бесполезно, и трудоустройства отвыкшие от дисциплины, безвольные люди не выдерживают — в основном срываются уже через месяц. Услуги хороших реабилитационных центров слишком дороги.
Как отметил бывший депутат Мосгордумы, а ныне советник мэра Михаил Москвин-Тарханов, на протяжении веков известны две крайности по отношению к бездомным: их либо кормили-поили-одевали-лечили, либо преследовали-ловили-забивали-вешали. В первом случае «милосердие» потворствовало иждивенчеству и появлению рассадников пьянства и преступности, во втором — речь идет о карательных мерах, неприемлемых для современного цивилизованного общества. Истина же, как обычно, лежит где-то посередине. Серединой собравшиеся довольно единодушно признали дореволюционный опыт священника Иоанна Кронштадтского, который создал Дом трудолюбия (работный дом с мастерскими), а также деятельность его современного последователя Емилиана Сосинского. При этом советское время эксперты упомянули лишь вскользь, в контексте разгона красочно описываемой Гиляровским Хитровки и «высылки за 101-й км». Но теперь строй другой.
Как пояснил сам Сосинский, тоже участвовавший в заседании, эффективнее всего организации, которые сразу обеспечивают людей жильем и простейшей оплачиваемой работой — грузить, копать, сажать цветы... «Трудовая общинная жизнь со строгим распорядком», — охарактеризовал Сосинский устройство подобных организаций. Заодно докладчик не преминул напомнить об успехах своего Дома трудолюбия «Ной», где люди могут находиться неограниченное количество времени, через месяц за усердную работу им оформляют паспорт, через полгода — прописку.
Теперь, судя по всему, именно этот проект власти готовы взять в качестве основного образца для тиражирования. Специалисты вспомнили, что скоро состоится встреча Путина с Общероссийским народным фронтом, и это будет удобный случай сообщить президенту об инициативе.
Кроме того, Дом трудолюбия может получить статус пилотной модели и адресную поддержку в Москве. Вдобавок советник мэра заявил, что столице стоит вернуться к созданию первого экспериментального центра помощи бездомным — такой проект обсуждался несколько лет назад, но потом, в том числе из-за кризиса, был заморожен. Наконец, необходимо провести анализ законодательной базы, внести поправки в федеральные законы и разработать городской закон. В частности, до сих пор остаются неотрегулированными вопросы трудоустройства бездомных без документов, получения пенсий, средств технической реабилитации (костыли, инвалидные коляски), оказания медицинских услуг и пр.