Конкурс на создание памятника жертвам политических репрессий был объявлен еще в начале февраля этого года. Мотивация к участию и моральная (идея появилась еще 60 лет назад после 20 съезда КПСС, но была поддержана только сейчас), и материальная (за первое место полагается 350 тысяч рублей, за второе и третье - 300 и 250 тысяч) была высока.
В Россия уже есть подобные монументы: в Петербурге о погибших в 30х-50х годах напоминают сфинксы Михаила Шемякина, обращенные обнаженными черепами к тюрьме "Кресты", в Магадане - знаменитая маска скорби Эрнста Неизвестного, а в Барнауле на площади Свободы - скульптура "Прощание" Анатолия Щетинина.
Перспектива появления памятника в столице, где в сталинскую эпоху только по судебным делам были расстреляны 40 тысяч человек, именно сейчас для многих стала неожиданностью. "Сегодняшняя линия плохо сочетается с этим памятником, он появится на фоне сегодняшнего культа победы, культа силы, - говорит президент международного правозащитного общества "Мемориал" Арсений Рогинский. - Тем больше мы должны быть ему рады. Мы хотим, чтобы человек был не простым, черно-белым и мог только радоваться победе, а чтобы он был сложным, рефлексировал".
По меньшей мере три сотни человек пришли на открытие выставки. Среди них те, кто помогал инициировать конкурс - глава СПЧ Михаил Федотов, главный редактор "Новой Газеты" Дмитрий Муратов, политик Владимир Рыжков (который, кстати, способствовал возведению подобной скульптуры в Барнауле).
Но большинство гостей были все-таки со стороны.
"Меня ни один проект не зацепил, - делится впечатлениями женщина по имени Наталья. - Но он нужен, и по-хорошему, на Лубянской площади, там, где хотят поставить Дзержинского".
"Такое ощущение, что это паук, который пожирает пирамиду", - комментирует женщина проект "Конвейер смерти". По задумке автора - Александра Сукманова девятиметровое чудовище (вероятно, символизирующее государство) возвышается над пирамидой из черепов жертв репрессий.
По заключению конкурсной комиссии, во второй тур прошло 10 работ. Три финалиста будут объявлены уже в пятницу. Мы поговорили с двумя авторами, претендующими на победу, и узнали, как трактовали их задумки, и почему они решили участвовать в конкурсе.
Дмитрий ЛЯШЕНКО, автор проекта "Наклонная стена":
«Честно говоря, у меня не было такого мотива, что это мой моральный долг и я просто обязан участвовать. Но у нас нет ни одной семьи, которой бы не коснулись репрессии, меня это тоже коснулось.
Я решил отталкиваться от современных европейских памятников, отойти от любой скульптурности и повествовательности. Здесь представлена тюремная стена, на окнах решетки, она должна создавать эффект давления. Рядом тумбы размером 35 на 35 сантиметров, предполагается, что в этом сквере больше негде будет сидеть. Они стоят далеко друг от друга - это показывает некую отчужденность людей, когда каждый боится за свою жизнь, и эта стена высотой с шестиэтажный дом нависает как угроза. Того, что ты можешь быть придавлен системой.
Юлий БОРИСОВ, руководитель архитектурного бюро «Unk project», автор проекта "Архипелаг ГУЛАГ":
«Первая задача - это попытка поименно указать каждого погибшего. Отсюда появилась концепция стел, на которых значится имя каждого погибшего. Вторая - нам хотелось показать, насколько масштабна была эта трагедия, чтобы в будущем подрастающее поколение могло это увидеть. Третья (ситуация сложная - это шумное Садовое кольцо) - нужно было создать в мегаполисе тихое место, где человек может подумать. Поэтому было решено использовать понижение рельефа и заглубленность пространства».