Речь идет о двух зданиях на Варварке. Одно из них — доходный дом З.М.Персиц с фасадом в стиле модерн, с многочисленными украшениями из металла, в частности настенными фонариками в металлическом обрамлении. Второе — стоящий полукругом дом Морозова (если точнее, правление Товарищества Викулы Морозова с сыновьями), обращенный фасадом на Китайгородский проезд и на Варварку, но не менее примечательный своим внутренним двориком. Как говорят специалисты, это не просто «задняя стенка», а полноценная часть архитектурного ансамбля.
— Оба дома, безусловно, представляют историческую ценность и заслуживают статуса памятника, — говорит один из основателей общественного движения «Архнадзор», Рустам Рахматуллин. — По сути, это последние здания, которые дают представление об основной застройке Зарядья в начале прошлого века. Но, к сожалению, под охрану они не попали, что наводит на мысль о чьих-то инвестиционных интересах. В результате мы сможем оказаться свидетелями парадоксальной ситуации, когда одновременно приводятся в порядок старинные церкви и палаты на Варварке и разрушаются другие достойные здания.
По мнению Рахматуллина, так как для обычного ремонта или покраски фасадов силовые леса необязательны, намечается именно снос доходных домов. Таким образом, здания Варварки могут повторить печальную участь госпиталя Красного Креста в Лефортове — мемориального объекта Первой мировой, который, несмотря на протесты общественности, снесли на днях (теперь застройщик планирует возвести там бизнес-центр). Есть версия, уточняет он, что от дома Персиц уцелеет только фасад. Хотя опять же — это лишь выводы на основе эскизов гостиницы, а между задумкой архитектора и реализованным проектом иной раз лежит пропасть. «Сейчас наша задача — максимально привлечь внимание москвичей к происходящему», — резюмирует писатель.
Опасения Рахматуллина разделяет его соратник по «Архнадзору» Петр Мирошник.
— Складывается ощущение абсолютно кулуарной истории, — говорит он. — Конкурс на обустройство гостиницы фактически прошел в закрытом режиме: проекты официально не публиковали, можно лишь найти отдельные эскизы на сайте проектировщиков. Потом состоялась выставка макетов, но кто мог на нее попасть — мне также неясно. Вместе с тем рабочие на площадке однозначно заявили мне еще пару дней назад, что готовятся к сносу.
Угрозы крепостной стене из красного кирпича, по мнению Мирошника, планируемая реконструкция не представляет — то, что мы видим в Китай-городе сегодня, по большому счету и так является новоделом 70-х годов прошлого века, а «сверхценная, широкая, крепкая» часть оригинальной стены находится под землей и оберегается как федеральный памятник.
С другой стороны, Мирошник более мрачно, чем коллега, отзывается о Зарядье в целом.
— Это тема для отдельного обсуждения, — замечает специалист. — Но если вкратце, мы сейчас переживаем самое мощное вмешательство в архитектуру центра: ни сталинские дома, ни гостиница «Россия» не привели к такой «зачистке» культурного ландшафта, как нынешние работы. Конечно, очень хорошо, что мы не увидим под стенами Кремля гигантский торговый центр или новый парламентский комплекс, но вся территория превращена в чудовищных объемов строительную площадку: строительство подземных помещений под парковки и административные службы означает уничтожение культурного слоя. Есть один демонстрируемый раскоп, но это капля в море, а в принципе нас ожидает «лунный пейзаж».
В организации, указанной в качестве генерального подрядчика по объектам на Варварке, нам категорически отказались давать какие-либо разъяснения по телефону и попросили направить письменный запрос на официальном бланке. В течение двух дней ответ так и не был дан.