Робототехника в мире развивается бурными темпами. Создано уже около миллиона различных роботов — промышленные, сельскохозяйственные, автопилоты и авторулевые, строительные, военные, медицинские, бытовые роботы-помощники, роботы-няни, роботы-игрушки... Ежегодно их количество увеличивается в 2–4 раза, так что еще при жизни нынешних 30-летних людей будет достигнуто равновесие представителей живого и искусственного интеллекта. Эксперты, впрочем, не опасаются, что роботы вытеснят человека с рынка труда. Наоборот, по данным Международной федерации по робототехнике (International Federation of Robotics, IFR), каждое рабочее место робота создает 1,5–2 новые высококвалифицированные вакансии для нас. Достаточно вспомнить, что всего 200 с небольшим лет назад, в XVIII веке, 97% населения земли занималось сельским хозяйством, т.е. производством главным образом питания, и только 3% были заняты в других сферах. А сегодня в развитых странах ровно противоположная ситуация — всего 3% работают «на полях», зато появились сотни новых профессий: радиожурналисты, машинисты метрополитена, метеорологи... Эта тенденция отмирания и рождения трудовых ниш только ускорится в ходе цифровой революции. 50% того, чему привыкли учить школьников, будет не нужно.
Так чему же их тогда учить?
По замыслу авторов идеи уроков робототехники, новые инженерные классы станут «синтетической дисциплиной», которая, во-первых, познакомит с устройством и принципом работы роботов, инженерными азами, а во-вторых, разовьет творческие способности детей.
— Недавнее исследование питерского Института точной механики и оптики (университет ИТМО — Е.Д.) показало, что при нынешней системе образования, ориентированной на заучивание и простое развитие памяти, способность нестандартно подходить к решению задач неуклонно снижается с возрастом, — говорит один из разработчиков проекта Игорь Никитин. — Если среди 11–12-летних воспитанников инженерных кружков креативными можно назвать 60–80%, то среди студентов таких всего 20%, а среди молодых работников — вообще 10%. Выпускники становятся «приземленными», собрать-разобрать что-то могут, а «верить в чудеса» перестают.
В конце концов инженерные классы должны научить мыслить проектно, то есть решать поставленную задачу, привлекая любые возможные ресурсы: физику, дизайн, механику, экологию, программирование — благо робототехника развивается на стыке всего, что только есть. Это пока серьезно отличается от стандартов российской школы, где привыкли к жесткому расписанию с 40-минутными уроками по отдельным предметам.
— В Финляндии уже сейчас переходят к проектному обучению, когда вместо разбора главы по биологии нужно, допустим, провести в течение нескольких дней исследование по миграции перелетных птиц — параллельно ребенок изучает географию, математику, орнитологию, — рассказывает Никитин. — Это дает невообразимую глубину познания, понимание процессов, а в РФ сплошь и рядом знания старшеклассников напоминают лоскутное одеяло, и родители вынуждены нанимать репетиторов, чтобы те за год привели все в какую-то систему. Мы не собираемся «бросать Пушкина с парохода современности», но наша цель — научить детей быстро разбираться в сложных вопросах, находить нужную информацию, работать в команде. Мы ориентируемся на подготовку трех условных групп ребят: будущих бизнесменов-инженеров, умеющих не только создать новый продукт, но и вывести его на рынок; инженеров-изобретателей чистой воды (такие напарники есть у каждого из всемирно прославившихся королей технологии) и инженеров-учителей — то есть тех, кто сможет вдохновлять на открытия других.
В базовую «лабораторную коробку» для занятий войдут 3D-принтеры, набор конструктора, контроллеры, платы, зарядные устройства... Кроме того, собрана онлайн-видеотека с уроками со всего мира. Остается заметить, что пока это будут не обязательные, а дополнительные занятия — два раза в неделю по нескольку часов для детей от 10 лет.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов:
— Занятия робототехникой — это актуально и прогрессивно. Введение робототехники как основного школьного предмета на сегодняшний день не представляется возможным — ребенок перегружен школьной программой. В качестве дополнительного образования или инженерного класса, как пространства для знакомства с робототехникой, да, это вполне своевременно и современно: ребенок должен знакомиться с инновациями и развиваться в том направлении, которое ему интересно. Если же будут разработаны и прописаны стандарты, по которым учитель сможет внедрять робототехнику в учебный процесс, у инженерных классов появится будущее.