Кондиционеры, говоришь? Да вот же он, самый лучший кондиционер — причем без сквозняков, пересушенного воздуха и дополнительных расходов на электроэнергию — лес. Природа-матушка позаботилась: даже если жара стоит, едва попадаешь в лесные заросли, тебя охватывает приятная свежесть, а из чащи деревьев веет прохладой. В нынешние августовские знойные дни это настоящий рай! Поэтому немудрено, что многие москвичи на досуге устремились в ближайшие лесопарковые зоны, а кое-кто, оказывается, здесь даже ночует. Корреспондент «МК» отыскал в дебрях потаенный лагерь таких «городских робинзонов» и скоротал с ними ночь на свежем воздухе.
...На дорожках «Лосиного Острова» уже начинало темнеть. Все велосипедисты ехали оттуда, а он — туда, в глубину наливающегося сумерками лесного массива. Кроме того, человек выделялся среди других педалирующих еще и своей экипировкой: на багажнике его байка — довольно объемистый баул. Как выяснилось позднее, там упакованы палатка и прочие принадлежности для полевого ночлега. А нужна данная экипировка, чтобы пережить еще одну душную московскую ночь в комфортных условиях.
Само собой, я напросился в попутчики. Велосипедист согласился, поставив условие об анонимности и сохранении тайны «дислокации на местности»: «Мы ищем покоя, так что внезапные визиты непрошеных гостей нам не нужны!»
— Я после наступления жары уже который раз здесь, в глубине «Лосиного Острова», ночую, — открыл свой секрет мужчина, назвавшийся Виктором. Дальнейший разговор вызвал у автора этих строк недоумение. Выяснилось, что мой собеседник работает на вполне приличной должности в одной из столичных коммерческих фирм. Но тогда почему же он ночует в столь спартанских условиях? Неужели не может у себя дома поставить хорошую сплит-систему?
— Да ее уже установили, — усмехнулся Виктор. — В моей новой квартире. Но там не закончен ремонт, так что переехать еще не могу. Приходится пока жить в старой оставшейся от родителей «двушке», которая расположена в убогой хрущобе, которую в перспективе будут сносить. Конечно, ставить в таких «апартаментах» кондиционер нет никакого смысла! Самое тяжкое время наступает к ночи: в нагревшейся за день «коробочке» заснуть очень непросто! Вот я и нашел выход. Вернее, мне его подсказал мой приятель. Андрей увлекается туристическими поездками на велосипеде и уже не первый год периодически устраивает себе ночевки на природе — в том числе и не выезжая за пределы МКАДа. Он отыскал полянку в глубине лесных зарослей «Лосиного Острова», куда практически никто из обычных посетителей не заглядывает. В жаркую пору такие ночлеги товарищ и вовсе сделал регулярными, поскольку дома у него кондиционера нет: считает, что это слишком дорогое удовольствие.
— Я живу неподалеку отсюда. Когда город накрывает жара, каждый вечер ближе к сумеркам выкатываю на улицу велосипед. Ехать до места всего минут 20, получается легкая прогулка перед сном. С собой в рюкзаке беру только палатку и спальные принадлежности. В нашем импровизированном лесном лагере собирается иногда 4–5 человек — случайно встретившиеся единомышленники. Но никаких костров, вечерних посиделок с чаепитием или употреблением пива. Все сугубо утилитарно: приехал, поставил быстренько «тент», расстелил коврик, легкий спальный мешок — и баиньки. Утром так же оперативно собрался, 7-километровый «марш-бросок» до дома, там — душ, завтрак и на машине в офис...
— А без палатки нельзя? Хлопотно это, всякий раз ее ставить, потом разбирать и упаковывать...
— Дожди местного значения исключать все-таки нельзя. Да и комары... Ведь главная цель лесного ночлега — хорошо выспаться.
...С основной аллеи мы сворачиваем на одну боковую тропинку, на другую, потом выруливаем на малозаметную стёжку, петляющую среди кустов. Преодолев небольшой финишный участок полного бездорожья, где путь перегораживают несколько стволов упавших деревьев, добираемся наконец до укрывшейся в дебрях небольшой полянки, превращенной в импровизированную «спальню». Здесь уже обосновались несколько подобных нам «некондиционированных» жителей столицы.
В числе «робинзонов» есть и представительница прекрасного пола — москвичка Тамара.
— Не страшно в глухом лесу ночь коротать? Мало ли кто забредет...
— Да кому вздумается сюда без дороги лезть через лес? А нас и не видно, и не слышно: огня не разводим, фонариками без нужды не светим, не шумим...
— А вдруг лесник выследит: все-таки территория национального парка...
— Мы приезжаем сюда уже в сумерках, а покидаем «Лосиный Остров» рано утром. Кто же из сотрудников парка в это время будет на дорожках кордоны устраивать?! А природе от нас никакого вреда: лес не портим, траву не рвем, мусора после себя не оставляем...
Еще для одного обитателя ночного лагеря, пенсионера Эдуарда Львовича, лесопарковая зона стала на лето почти постоянным местом жительства.
— Дачи у меня нет, зато наш дом прямо у границы «Лосиного Острова» расположен — только улицу перейти. По такой сухой, жаркой погоде я в квартиру лишь набегами наведываюсь: помыться, пищу приготовить, запасы обновить... И сразу назад — в лес, на берег пруда... Отдыхаю на природе, читаю, радио слушаю, поддерживая физическую форму, кручу педали по дорожкам. А к ночи на своем стареньком «Туристе» забираюсь в дебри и там ночую... Но, конечно, когда опять дожди начнутся, такой лесной образ жизни придется отменить...
Наши разговоры быстро сходят на нет. Августовские сумерки коротки, и нужно успеть обустроить «логово». Мои соседи по импровизированному ночлегу один за другим как-то незаметно — даже без традиционного «спокойной ночи!», исчезают в недрах своих палаток. Еще 10–15 минут — и на поляне воцаряется полная тишина.
Впрочем, это лишь первое впечатление. Тишина даже в столичном лесном массиве — понятие относительное: пытаясь уснуть в своем «домике», слышу далекий гул автомобилей, мчащихся по МКАДу. Потом на этот невнятный шумовой фон вдруг накладывается тревожный вскрик какой-то птицы, вслед за тем — легкий хруст веток... Шаги? Кто-то идет? Тут ведь даже лоси обитают, вдруг один из сохатых решил заглянуть в наш лагерь?.. Нет, вновь затишье. Ну, значит, мой репортерский вояж переходит в сонную стадию. Как это все-таки здорово и здорово — отдыхать на свежем воздухе по заданию редакции. Вот уж действительно тот случай, когда солдат спит, а служба идет...
Мой сон получился не долгим. Из-за повышенной репортерской чуткости, но главным образом из-за возникшего через некоторое время ощущения холода. Температура в лесу чем ближе к утру, тем становилась все менее комфортной для человека, м-м... скажем так — легко одетого и укрывшегося всего лишь тоненьким спальником. Эх, надо было термобельишко с собой прихватить, оно бы согрело!..
На рассвете, поняв, что дальнейшие попытки поспать в таких условиях обречены на неудачу, я тихонько встал, стараясь не беспокоить соседей по «ночлежке», собрал свою туристскую амуницию и отправился восвояси — назад к цивилизации.
Впрочем, даже этих нескольких часов ночной дремоты на свежем воздухе оказалось вполне достаточно, чтобы почувствовать себя отдохнувшим. И вполне готовым к подготовке текста репортажа — того самого, который вы сейчас дочитываете.