Сегодня на северо-западе столицы есть два основных места, которые как магнит притягивают нудистов со всего города: первое — это «дикий» пляж площадью около 3 гектаров, расположенный в парке «Москворецкий» на природоохранной территории Серебряного бора. Второе — расположенный неподалеку Щукинский полуостров. Нудисты постоянно занимают там еще около двух гектар земли, прячась в высокой траве. Ситуацию усугубляет тот факт, что впритык к «лежбищам» любителей обнажиться находятся два из семи столичных пляжей, где купание официально разрешено.
- Нудистам Серебряный бор полюбился еще со времен СССР, - говорит Сергей Богданов, советник депутата Мосгордумы Олега Сороки, - тогда это еще был пригород столицы, место довольно безлюдное с очень живописной природой. Да и сегодня до мест, где они обитают, нужно идти около двух километров минут 15-20 — и этот фактор удаленности от любопытных глаз им нравится.
Однако, население Москва растет, отдыхающих в Серебряном бору прибавляется, и они начинают вступать в контакт с нудистами, что нередко заканчивается потасовками. Да и родителям с детьми не сильно нравится то и дело натыкаться в кустах на голых людей, которые частенько предаются там радостям любви. С другой стороны, с развитием интернета и соцсетей нудистам стало проще искать себе новых «адептов», и ситуация в Серебряном бору лишь накаляется год от года.
- «Нудистский» сезон длится с мая по октябрь, - говорит Сергей Горолев, представитель ГПБУ «Мосприрода», вместе с которым на катере мы патрулируем Москва-реку, - хотя я как-то встретил мужика, который в ноябре сидел в одном шарфе (видимо, берег горло) на земле и читал газету. Холод им во общем-то не помеха. Особенно много нудистов в выходные дни: раньше — где-то до 100 человек, теперь — 500 и больше. Еще в 2009 году мы пытались как-то ограничить их движение, обнеся участок «дикого» пляжа, где купание запрещено, 300-метровым забором. Не помогло — его очень быстро разобрали. Теперь нудисты постепенно «оккупируют» сосновый лес, подбираясь к пешеходным маршрутам, из-за чего у них то и дело вспыхивают конфликты с отдыхающими.
Когда мы проплываем мимо «дикого» пляжа, нудисты вяло пытаются прикрыться или залезть в воду. Те, кто посмелее, показывает нам неприличные жесты. Абсолютное большинство — мужчины (по слухам, среди них немало геев), женщин куда меньше. Все вполне взрослые люди — лет 30-40. В нескольких местах мне на глаза попадаются и дети.
- Ладно, если бы любители обнажаться вели себя спокойно! - сетует Горолев, - тут что ни выходные, так алкоголь, драки, какие-то беспорядочные связи...Мы неподалеку от остатков забора высаживаем елки — а «голыши» их ломают, мол, вы на нашу территорию покушаетесь. Пытаются чуть ли не обживать эти места, какие-то шалаши, постройки возводят. А Полиция с этим ничего поделать не может — вот и выходит замкнутый круг.
Чуть погодя наша команда все же решается сойти на берег. Дело довольно рискованное — обычно представители местных властей стараются не ходить во «владения» нудистов без полиции — и камеры нам приходится зачехлить, чтобы не провоцировать отдыхающих ню. Однако, разговаривать с нами нудисты все равно отказываются. То тут, то там видны колоритные сцены: вот обнаженные глухонемые женщины, лежа на песке посреди елок, общаются языком жестов. А неподалеку голый мужчина лет 40 сидит на корточках, и через дырку в заборе подглядывает за другими, не менее голыми отдыхающими. Впрочем, и других странностей в поведении нудистов можно встретить немало: недавно был случай, когда один из них, видимо, «увлекся», и пошел нагишом прямо на автобусную остановку. Там его встретила компания местных парней, и недолго думая начала избивать. Только вмешательство стражей порядка спасло незадачливого нудиста от «линчевания».
- Привлечь к ответственности нудистов очень сложно, несмотря на огромное количество жалоб от местных жителей, - говорит Сергей Богданов, - если их все же привлекают — то по статье 21.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство». Формулировка статьи - «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам». Прямого упоминания нудизма здесь нет — поэтому и использовать ее полицейским сложно.
Тем не менее не исключено, что вскоре для любителей оголиться наступят трудные времена: за проблему нудистских пляжей уже осенью планируют взяться в Мосгордуме.
Ситуация с нудистским пляжем в Серебряном бору давно уже требует урегулирования, - говорит депутат Мосгордумы Олег Сорока, - закрывать на это глаза и делать вид, что ничего не происходит, я думаю, неверно. Каждый раз с наступлением пляжного сезона в адрес депутатов начинают поступать жалобы от жителей и отдыхающих, которые недовольны таким бесконтрольным размещением нудистов. В то же время в действующем Кодексе административных правонарушений есть только статья «нарушение общественного порядка», в которой о людях, желающих загорать и купаться в чем мать родила, понятно, ни слова ни написано. Как же поступить? Есть два варианта решения. Можно поступить радикально - взять и запретить, как уже случилось в Питере с нудистским пляжем «Дюна». А можно пойти более цивилизованным, правовым путем – установить рамки и границы, в которых это сообщество сможет существовать, не задевая интересы и моральные устои обычных отдыхающих. Как это сделать? Нужно подумать. Можно вынести этот вопрос на общественное обсуждение в том же «Активном гражданине», можно обсудить проблему в рамках Московской городской думы, учесть разные мнения. На мой взгляд, подобные пляжи могут существовать на частной основе: это огороженные территории, возможно, с платным входом, где специальные службы следят за порядком и предлагают определенный сервис – почему нет?».