Что же представляют собой эти популярные игры?
Городские квесты, которые еще называют стрит-челленджами, — это командные активные игры, во многом напоминающие всем известную пионерскую «Зарницу». Только играют в них относительно взрослые люди и, как правило, ночью. А местом проведения служат городские улицы, парки, здания, крыши и заброшенные строения. Игра всегда имеет тему, проходящую через нее красной нитью, — детективная история, мотив известного фильма, историческое событие. Суть игры — быстрое перемещение от локации к локации, ответы на хитроумные логические вопросы и выполнение разного рода игровых заданий — найти предмет, зашифрованную надпись, опознать определенного человека в толпе, собрать какую-то тематическую головоломку. Иногда от участников требуется затеять флешмоб, совершить какой-то странный поступок — как в игре «фанты». Выполнив задание, игроки сообщают об этом организаторам, получают следующее, прыгают по машинам и мчатся к следующей локации игры.
За рубежом стрит-челленджи проводят уже достаточно давно — еще в 1980 году тема таких игр сподвигла студию «Дисней» на фильм «Полуночное безумие». У нас же популярность городских квестов пошла с игры «DozoR», охватившей в 2005-м сразу тысячи людей в десятках городов страны. В этом году «Дозорам» исполняется юбилейные 10 лет — «МК» выяснил, как начиналась и эволюционировала игра и в какие городские квесты можно поиграть в Москве сегодня.
— Что изменилось в игре за 10 лет? — спрашиваю я Ирину Андропову, руководителя московского дозор-сообщества.
— Очень многое! Первые игры были очень незамысловатыми — нужно было отвечать на вопросы, перемещаться согласно ответам и разгадывать следующие задания. Сейчас игры сильно усложнились, став зрелищнее и интереснее, — в них происходит полное погружение в атмосферу тематики игры. К примеру, в игре на тему революции 1917 года на одном из этапов игроков встречал Ленин в специально построенном шалаше, вручая им задания, написанные молоком, которые нужно было прогреть, чтобы прочитать текст. На игре по теме Великой Отечественной войны на одной из локаций по полю колесили машины участников, обклеенные раскрашенным картоном, изображая танки. Ну и в прикладном смысле многое изменилось. Скажем, раньше у каждой команды с собой была куча аппаратуры — телефон для звонков, ноутбук с флешкой-модемом для Интернета, GPS-трекер для того, чтобы организаторы могли отслеживать машину, а также фотоаппарат для выполнения фотозаданий. Сегодня роль всех этих гаджетов выполняет один смартфон. Другое заметное изменение, которое мы отмечаем, — это постепенная миграция игр в область, поскольку в Москве в последние годы остается все меньше заброшенных зданий. «Заброшки» являются важным элементов любого «Дозора», но сейчас их массово реконструируют или сносят. Город развивается, земля дорожает...
— Игры, как и прежде, проводятся ночью?
— Да, в этом своя специфика. Во-первых, ночь с субботы на воскресенье — это наиболее удобное время для большинства игроков, возраст которых составляет 20–30 лет, и они работают или учатся. Во-вторых, ночь в принципе сильно меняет восприятие игры, заостряя его, в-третьих, ночью проще передвигаться: на дорогах меньше машин, а на улицах — пешеходов.
— Какие бывают необычные задания на этапах игры?
— Задания все оригинальные! Недавно, скажем, у нас была игра по скандинавской мифологии — на одном из этапов нужно было найти «молот Тора». Участник получал «магические перчатки» и 50 молотков, среди которых требовалось обнаружить «молот Тора». Задание на скорость (нужно быстро перебрать все молотки) и на сообразительность (у нужного молота была железная ручка, а в перчатки были вшиты магниты — но участники об этом не знали!). Помимо необычных заданий бывают и необычные ситуации — на одном из заданий, проходившем в парке, участники команды обнаружили девушку, у которой вот-вот должны были начаться роды! Одну из машин команды мгновенно переделали в «скорую помощь» и отвезли девушку в роддом. Так «Дозор» стал фактически крестником малыша!
— Как можно поучаствовать в «Дозоре»?
— Очень просто — достаточно зарегистрироваться на сайте и объявить себя новичком, желающим играть. Вам тут же поступят предложения от нескольких команд — свежие кадры всем нужны! У нас очень дружелюбное сообщество, и новички мгновенно адаптируются. В команде несколько десятков человек, можно присоединиться к экипажу, действующему «в поле», а можно присоединиться к команде в качестве «аналитиков», которые помогают «полевым» решать логические задания, поддерживая с ними связь.
— В случае победы команда получает какие-либо призы?
— У нас это как-то не заведено… Тем более что в одной команде часто бывает несколько десятков участников — включая «группу действия» и «группу аналитиков». Мы выдаем игрокам памятные медали.
— «Дозоры» — некоммерческий проект, — включается в беседу Алесь Жук, бессменный главный координатор всех российских «Дозоров» от Калининграда до Владивостока. — Участники делают символические взносы, которые необходимы для организации игры — не сообщества вообще, а каждой игры конкретно. У нас достаточно серьезно построенные игры, они требуют реквизита, костюмов и т.д. На это и уходят взносы команд.
Несмотря на то что главный российский квест — «Дозор» — в течение десяти лет остается лидером игрового мира, позже появилось немало проектов-клонов, использующих ту же идею. Найти их просто — достаточно забить в поисковик «городские квесты» или «стрит-челленджи».
— Несколько лет назад мы начинали наш квест-проект с любительских игр, но впоследствии начали заниматься этим профессионально, на коммерческой основе — проводим корпоративные игры и приключения, — рассказывает Илья Бондарь, организатор одного из известных московских челлендж-проектов. — Однако то, с чего мы начинали, — наши уличные квесты — мы и сегодня проводим на фактически бесплатной основе. Команды сдают по 1000 рублей с экипажа — по 250 рублей с носа. Эти деньги идут на подготовку игры — грим актеров на чек-пойнтах (я сам недавно играл роль зомби в квесте, посвященном древней компьютерной игре Resident Evil), всяческие интересные самоделки. К примеру, игрокам нужно по сценарию игры обезвредить бомбу — для этого мы делаем ящик с электронной начинкой, лампочками и кнопками, которые нужно нажать, разгадав определенный алгоритм. Ну, или собрать определенный набор реактивов, из которых требуется создать противоядие для укушенного вампиром. При правильном выполнении химического задания происходит красочная химическая реакция, а если бомбу не удается обезвредить — пиротехнический фейерверк.
Кстати, порой любители квестов так заигрываются, что происходят случаи, которые даже не знаешь как назвать — курьезными или криминальными. Буквально на днях, 26 июля, некие злоумышленники проникли в помещение Института земного магнетизма и распространения радиоволн РАН в Троицке через черный ход и похитили жесткий диск компьютера, содержащий закрытые научные данные. Полиция удалось раскрыть преступление: грабителями оказались участники городской игры, суть которой заключается в состязании нескольких «банд»: одна проникает в какой-нибудь закрытый объект, ставит метку, которую должна найти после них другая «банда».
Некоторые же граждане и вовсе поставили квесты на конвейер, не особенно заморачиваясь организационными моментами и креативом. Хотя и такие проекты, безусловно, имеют право на существование. Сегодня множество небольших компаний в Москве предлагают удаленно управляемые квесты. Суть их проста — вся игра представляет собой спланированный экскурсионный маршрут по интересным местам столицы, на протяжении которого вам придется выполнять последовательные и связанные друг с другом задания. Задания несложные, в основном на наблюдательность и простейшую логику.
— К примеру, вы можете поучаствовать в квесте по… Чертанову! — рассказывает представительница одного из квест-агентств. — Думаете, не самый интересный район Москвы? Вовсе нет! Вы пройдете, к примеру, мимо самого длинного здания в Москве — здания института НИЦЭВТ, который называют лежачим небоскребом за его длину в 736 метров, мимо памятника летчикам экипажа самолета СБ-2, погибшего при обороне Москвы, нескольких деревянных церквей. Попутно выполняя несложные задания, вы нескучно расширите свои знания о родном городе и его истории!
Плюсы таких упрощенных квестов — в простоте участия. Вам не нужно регистрироваться ни в каких сообществах, вступать в команды с незнакомыми людьми, полностью отсутствует риск и экстремальные задания, а также темп — никто не торопит, сроков нет. Вы просто делаете электронный платеж и получаете персональный код. На квест вы приходите один, с семьей или друзьями — это неважно. После того как попадаете в обозначенную в инструкции точку начала маршрута, вы через смартфон заходите в Интернет, вводите персональный код и начинаете получать задания. После их выполнения отправляете ответы и, если справились, получаете следующие. К примеру, вас попросят сосчитать колокольчики на знаменитом «китайском доме» (жилой дом купца Перлова в китайском стиле на Мясницкой, 19) или разузнать, где в Москве находится вторая Шуховская башня (не все знают, что в форме этой башни выполнен постамент памятника Шухову на Тургеневской площади). В таком квесте вы не видите организаторов, вспомогательных сотрудников-актеров, не нужен реквизит и предварительная подготовка локаций. Организаторы фактически придумали несколько элементарных квестов и зарабатывают, удаленно рассылая задания.
В минусах такого «приключения» — простота сценария и полное отсутствие экшна и даже просто активной динамики. По сути, это просто прогулка «с бонусом». Для влюбленной парочки или семьи с детьми — нормально, но для молодых и активных — скучновато… И еще: прежде чем платить деньги, стоит почитать отзывы о конкретном квест-агентстве в Интернете — иначе халтурщики могут испортить вам уик-энд!