«Круглый посадочный павильон «Рюмка» изначально был спроектирован как архитектурная доминанта, визитная карточка международного аэропорта «Шереметьево», и именно этот павильон после открытия комплекса аэропорта в 1964 году стал одним из важнейших символов новой советской архитектуры», — поясняет директор Института модернизма Ольга Казакова.
Его историческая ценность бесспорна — это здание было создано специально для того, чтобы сформировать положительный образ СССР у прибывающих из-за рубежа официальных делегаций и других иностранных граждан. Таким образом государство хотело продемонстрировать свои архитектурные возможности и убедить мировую общественность в том, что оно обладает современным архитектурным мышлением и владеет передовыми строительными технологиями.
«Конструктивное решение круглого павильона являлось абсолютно передовым для своего времени и представляет собой значительный интерес по сей день, — уверена Ольга Казакова. — Несущей конструкцией здания является железобетонный каркас, состоящий из 28 прямоугольных железобетонных колонн, связанных для жесткости арматурой с междуэтажными перекрытиями. Это коническое, расширяющееся кверху трехэтажное сооружение увенчано 28-метровым консольным вылетом крыши, конструкция которой состоит из железобетонных ферм пролетом 18 метров. Широкий, диаметром 86 метров, круглый навес, словно зонт, накрывает посадочный павильон».
В мае этого года по рекомендации Института модернизма министерство культуры Московской области включило «Рюмку» в список объектов, обладающих признаками культурного наследия, и направило в ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» письменное предписание о приостановлении любых работ, угрожающих его сохранности.
Ведомство должно было принять меры по обеспечению сохранности «Рюмки» вплоть до того момента, когда здесь будет проведена экспертиза. По ее окончании Институт модернизма намеревался включить здание в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Тем не менее аэропорт «Шереметьево» свои планы менять не собирается. Как сообщили «МК» в пресс-службе воздушной гавани, уже в этом году будет произведен демонтаж терминала и посадочного павильона «Рюмка», чтобы можно было начать строительство нового пассажирского АВК в рамках развития северного сектора «Шереметьево». К чемпионату мира по футболу-2018 в северном секторе аэропорта будет построен новый терминал В, межтерминальные тоннели, ж/д станция, новый ТЗК и грузовой комплекс, а также завершено строительство независимой третьей взлетно-посадочной полосы.
По убеждению генерального директора «Шереметьево» Михаила Василенко, «развитие Северного терминального комплекса аэропорта — это новые возможности развития для наших авиакомпаний и партнеров и рост качества обслуживания для пассажиров. Реализация масштабных и амбициозных проектов позволит «Шереметьево» быть среди лидеров индустрии на международной арене».
История современной архитектуры знает подобный казус. В 2001 году прекратил свою работу терминал №3 на территории аэропорта Джона Кеннеди, построенный в 1962 году. В народе его называли «Летающая тарелка» и «Крылатая чайка». Уникальная птицеобразная конструкция служила абстрактным символом полета и очень нравилась американцам. Буквально за несколько дней до сноса Национальный фонд сохранения исторического наследия США внес этот терминал в свой список памятников, находящихся под угрозой уничтожения, однако это не помогло. Жители Нового Света опомнились несколькими годами позже. В 2013 году одна строительная компания выиграла тендер на право реконструкции старой птицеобразной части терминала. Планируется перестроить его в отель, который будет включать конференц-центр и музей, посвященный истории терминала.
В «Шереметьево» же судьба «Рюмки» предрешена. Развитие Северного терминального комплекса предусмотрено мастер-планом аэропорта до 2030 года. Но в рамках этого плана вторая жизнь «Рюмке», увы, не предложена.