Москвичи взялись за самоуправство

Химкинскую свалку могут переработать в брусчатку, а на дворовых площадках в центре — открыть сенсорные сады

Вы не знаете, что стресс можно измерять, как температуру? Никогда не гуляли босиком в сенсорном саду? Считаете бытовой мусор злом? Вам не удается отучить ребенка от планшетно-айфонной зависимости? Вы просто не были на фестивале московских предпринимателей! Эти люди не только фонтанируют идеями, но и активно внедряют их в жизнь. «МК» выбрал несколько ноу-хау, которые могут преобразить бытовую жизнь в городе.

Химкинскую свалку могут переработать в брусчатку, а на дворовых площадках в центре — открыть сенсорные сады
Москвички пробуют на ощупь сенсорный сад. Фото: Из личного архива изобретателей.

тестовый баннер под заглавное изображение

Улицы из мусора

...Беру в руки серый брусок, а в памяти всплывают строки Анны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». В данном случае из сора, вернее, из бытовых отходов, получается вполне симпатичный строительный материал: брусчатка, бордюрный камень, ливневые лотки — то, что нужно в муниципальном хозяйстве.

Молодой предприниматель Владимир Ермолаев объясняет технологию: «Сейчас наши люди выбрасывают в мусорные баки все подряд — банановые шкурки, коробки, старую одежду, флаконы; из этой малопривлекательной, спрессованной мусоровозами каши на заводе можно отобрать 10–15% ликвидного вторсырья (пластика, бумаги); еще около 30% займет органическая фракция, а все остальное — так называемый хвост — обычно закатывают на полигоне; мы же эти остатки измельчаем, обрабатываем химреагентами и запускаем в качестве наполнителя в строительную смесь. В итоге решаем сразу две проблемы — перезаполненности полигонов (сейчас это острейший вопрос: например, в Подмосковье многие полигоны готовятся к закрытию, так как инфраструктура тянется с советских времен, и ее лимиты уже исчерпаны), а кроме того, получаем строительный материал. По прочностным характеристикам он соответствуют всем ГОСТам, но дешевле тех же керамзитобетонных блоков, и при этом выпуск стройматериала позволяет окупить технологию переработки мусора без привлечения бюджетных денег. Наконец, речь идет о закрытой технологии, где нет вредоносных стоков или сжигания».

На самом деле перспектива получить брусчатку, например, с разбитым градусником в составе несколько пугает. Но, как уверяет Владимир, даже если опасные вещества попадут вместе с бытовым мусором на производство, то их концентрация на тонны смеси будет ничтожно мала, кроме того, «они будут связаны в кристаллической решетке цемента». Так что проблема, по словам Владимира, скорее в недоверии общества к исполнителям: «У нас люди всегда хотят, чтобы завод построили не у них, а на соседней улице, в соседнем регионе… А в той же Вене мусоросжигательный завод спокойно стоит в центре города».

Такие автономные павильоны хорошо бы вписались в парки. Фото: Из личного архива изобретателей.

При этом Ермолаев признает, что пока их технология переработки, конечно, очень груба в сравнении с европейскими, где граждане аккуратно сортируют мусор разных видов по отдельным урнам. Однако считает, что и в России ситуация постепенно улучшится: «Недавно были приняты долгожданные поправки в №ФЗ-89 об отходах, которые закрепят запрет на своз пластика и резиновых изделий на полигоны, то есть мусоросортировка силовым способом все-таки войдет в нашу жизнь, и в ближайшие три года мы наверняка увидим изменения на рынке раздельного сбора».

Мультики на стене многоэтажки

Михаил Буховцев с единомышленниками подарил новую жизнь любимому развлечению советских детей — просмотру диафильмов. Только на смену простынке (в виде экрана) и коробочкам с кинопленкой пришло оригинальное изобретение, напоминающее кубик Рубика. Этот своеобразный мультикубик представляет собой беспроводной мини-проектор, в который можно, как на флешку, загружать любимые фильмы и мультики и транслировать их на любой поверхности — от потолка в детской спальне до спинки водительского кресла и стены дома. Главное, чтобы это было что-то светлое. Размер картинки может достигать от 10 см до полутора метров в диагонали. «Такое устройство безопаснее для зрения, чем многие современные гаджеты, поскольку ребенок смотрит не в концентрированный источник света, а на отраженную от поверхности проекцию, — поясняют разработчики. — Дети не сутулятся, как это бывает, когда они сжимают в руках смартфон. Кроме того, родителям легко контролировать, что смотрят дети. Ну и потом, это более компанейское занятие».

Переносные сады

Помните кадр из фильма «Я шагаю по Москве», где девушка босиком шагает по лужам? К сожалению, с современным уровнем трафика и концентрацией вредных веществ на асфальте подобная прогулка становится не менее рискованна, чем хождение по битому стеклу. Но, как уверяют ученые, нам просто необходимо хотя бы иногда в прямом смысле чувствовать землю под ногами. Касаясь ступнями естественных поверхностей разной фактуры и температуры — песка, соломы, жидкой глины, холодного ручья, камушков или мелкой ракушки, — мы стимулируем сенсорную систему, снимаем напряжение. Несколько лет назад в Англии появились специальные реабилитационные сады, где люди могут в течение часа босиком бродить по необычно мощенным дорожкам, испытывая десятки вариантов ощущений. Для более полного эффекта в таких садах сажают ароматные, эфирно-масличные и интересные на ощупь растения: одни как бархат, другие как жесткая бумага.

А москвичка Екатерина Никитина придумала вариант мобильных сенсорных садов, которые легко установить хоть в соседнем скверике, хоть во дворе на детской площадке. Набор состоит из специальных напольных модулей, которые наполняют разными материалами, чтобы по ним с удовольствием потоптаться, — популярнее всего сосновая кора, мелкая и крупная галька, песочек, травка; между модулями можно вставить решетки, чтобы помыть ноги и передохнуть от эмоций. Еще одна часть — экотерапевтические столы с пряными растениями. Периодически садовые модули можно увидеть на разных фестивалях, в парке Горького, есть рабочая площадка в Измайлове; в качестве эксперимента один такой сад был обустроен в Московской областной психоневрологической больнице, где также быстро стал любимой игровой площадкой маленьких пациентов.

— Врачи крупнейшего в мире нью-йоркского Института реабилитационной медицины Раска заметили, что у людей, которые ежедневно в течение часа занимаются по садово-терапевтической программе, возятся с растениями, уменьшается стресс, появляется чувство уверенности в себе, улучшаются память, общительность, повышается производительность труда, — поясняет Екатерина. — Такие занятия рекомендуют пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, эпилепсией, пожилым. Так что сенсорные сады — это не просто развлечение. Судя по тому, с какой радостью малыши закапываются в гальку и песок, перебирают камушки, прикасаются к душистым и пушистым растениям, городским детям катастрофически не хватает природы! Моя мечта — чтобы сенсорные модули появились во всех московских парках и на детских площадках, а на зиму их легко спрятать на хранение.

Умный браслет

Тех, кто ведет активный образ жизни, не удивить наличием разнообразных фитнес-браслетов: они могут измерять пульс, давление, пройденные дистанции, передавать информацию по Интернету. Однако об этой российской новинке говорят ведущие западные СМИ: в конце 2014-го «умный браслет» Артема Шипицына и Георгия Микаберидзе попал в семерку самых перспективных стартапов столицы, а недавно Сергей Собянин вручил им премию правительства «Сделано в Москва» за лучшую инновацию.

Дача будущего на солнечных батареях. Фото: Из личного архива изобретателей.

Истоки проекта уходят еще в 1990-е: над алгоритмом, легшим в основу ноу-хау, работали эндокринолог, психолог, математик, аналитик ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), специалисты по клинической диагностике, инженеры, программисты. Итогом стал браслет-датчик, который наряду с пульсом, давлением подсчитывает количество потребляемых и расходуемых калорий (причем, как уверяют создатели, это пока единственное устройство, где хозяину не надо вручную вводить, сколько чего он съел, а прибор сам автоматически производит подсчет, измеряя, как меняется соотношение воды и глюкозы в клетках). Также браслет контролирует, хорошо ли вы спите, достаточно ли выпиваете жидкости, и еще на основе личных данных о пульсе, качестве сна, весе, росте, поле и возрасте обладателя выдает график... уровня стресса за последние 24 часа по пятибалльной шкале!

Долой платежи ЖКХ!

Еще одна находка предпринимателей — автономные дома. Для комфортного быта там не нужны ни центральная канализация, ни электро- и теплосети. К сожалению, изменить расклад на жилищном рынке столицы пока они вряд ли способны: пилотные варианты имеют максимум два-три этажа, и жители «резинового города» в них попросту не уместятся, но в качестве дачи, информационного туристического пункта или мини-гостиницы вполне подойдут.

— Растущие цены на коммуналку — это лишь самая близкая причина недовольства граждан, — рассказывает один из участников проекта по созданию автономных домов Сергей Жаворонков. — Но в передовых странах открыто говорят о том, что будущее за альтернативными источниками энергии. Вообще идея домов, которые не зависят от внешних сетей, в мире не нова (так, в Германии ее активно двигают с 1990-х годов), но для Россия это все еще пионерские разработки. Сейчас у нас есть восемь опытных моделей площадью от 12 до 130 кв. м, которые можно собрать по принципу конструктора за одну-две недели, при этом вместо фундамента мы предлагаем использовать сваи или бетонные блоки.

По уверению Сергея, их экспериментальный образец уже прошел боевое крещение прошлой зимой в Подмосковье и даже в 25-градусный мороз сохранял тепло. Правда, поскольку мы живем не в самом солнечном и не в самом ветреном регионе, многие системы автономного жизнеобеспечения дублируют или дополняют друг друга: например, за свет отвечают солнечные панели на крыше, дизельный или ветрогенератор, за тепло — котел, работающий на деревянных стружках, и дровяная печь. При этом выглядит домик с печкой скорее как модуль космической станции, а не как избушка на курьих ножках. В доме работает так называемая система вентиляции с рекуперацией, благодаря которой в холодную погоду поступающий снаружи свежий воздух нагревается от выходящего из дома, а в жару, наоборот, охлаждается. Канализация тоже автономная: отхожая вода не сливается, а очищается специальными бактериями, и потом ее можно снова использовать по хозяйству. Единственное, от чего пока не смогли уйти разработчики, — колодец, откуда надо качать свежую питьевую воду.

— Увы, пока у нас не так много инновационных предприятий, и, кроме разве что солнечных панелей, большинство генераторов энергии проще заказать в Китае, — говорит Сергей. — Сами по себе альтернативные технологии еще не слишком экономичны. И все-таки их КПД постоянно растет, и постепенно появляются энтузиасты, готовые показать пример другим. В конце концов, мобильные телефоны тоже были роскошью еще 15–20 лет назад…

Комментирует Григорий ВАСИЛЬЕВ, зампред Межведомственного экспертного совета по энергосбережению в строительстве на территории Москвы, доктор технических наук:

— Безусловно, использование возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов весьма актуально для Москвы и России в целом. Принято немало федеральных распорядительных документов, но результатов пока не так много. Прежде всего, поскольку в нашем климате невозможно гарантированно обеспечить теплоснабжение здания только за счет солнечной и ветровой энергии, надо создавать дорогостоящие системы аккумулирования; кроме того, мешают снег и загрязнение поверхностей солнечных коллекторов. Уже несколько лет мы проводим круглосуточный мониторинг энергетического потенциала и эффективности солнечных фотоэлектрических преобразователей в реальных московских условиях.

На мой взгляд, если говорить о приближении к зданиям с «нулевым потреблением энергии», то для наших условий в качестве основного источника «нетрадиционной» энергии лучше рассматривать низкопотенциальное тепло грунта, используемое тепловыми насосами в комбинации с теплом вентиляционных выбросов и канализационных стоков здания. В то же время и технологии, описанные Сергеем, могут найти применение, например, в инфраструктуре городских парков, где по условиям землепользования (особо охраняемые природные зоны) запрещено строительство тепловых сетей и иных коммуникаций. В любом случае нужно искать «ниши» для опытного внедрения, но очень серьезно отнестись к экономической и экологической эффективности этих разработок.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру