Утром в судебном дворе дежурили около 10 сотрудников правоохранительных органов, откровенно сообщивших журналисту «МК», что их вызвали в связи с разбирательством по «Торфянке». Очередь из посетителей человек в двадцать медленно пробиралась внутрь здания — у всех тщательно проверяли сумки на предмет колющих-режущих предметов и пропускали через рамку. Еще одна внушительная группа людей, включая журналистов с камерами, дежурила возле зала заседания. Но всем желающим так и не удалось попасть внутрь.
Некий молодой человек на входе попытался объяснить, что мне входить нельзя, поскольку заседание началось, и тем более наша газета, по его мнению, «необъективно отражает позицию сторонников храма». Однако я смогла протиснуться: все скамьи действительно были заняты, люди дышали друг другу в затылок, стоя вдоль стены (в общей сложности я насчитала около 60 слушателей). Судья при этом еще даже не входила. «Помодерировать» ситуацию с тем, где мне стоять, взялся еще один внушительный мужчина. Как оказалось, человек опытный, Иван Катанаев, многим известный в статусе лидера объединения болельщиков московского «Спартака», но в данном случае заинтересовавшийся вопросами не мирскими, а духовными. В зале я все-таки осталась. Мой сосед исправно слал через интернет сводки о ходе разбирательства.
Едва судья огласила, что рассматривается вопрос о признании результата публичных слушаний по храму недействительным, с первого ряда поднялась красивая девушка и заявила: «Мы — местные жители, нас большинство, и мы за храм». По задним рядам пронесся ропот: «Местная? А мы не местные?! Что это за митинг?!» Но судья добродушно призвала к порядку и удалять из зала сторонницу храма не стали.
Все последующее время ушло на представление сторон и рассмотрение ходатайств. Заявитель со стороны недовольных жильцов вспомнил о том, что «изволением святейшего отца нашего все были призваны к миру» (24 июня на сайте Московского Патриархата было размещено обращение Кирилла к обеим сторонам конфликта «к отказу от конфронтации и к мирному, цивилизованному урегулированию всех противоречий», а именно — дождаться решения суда. Что любопытно, в момент подготовки данной публикации найти обращение патриарха в архиве сайта уже не удалось, хотя другие новости в ленте остались!). Таким образом, заявитель предложил вообще отложить суд и создать примирительную, или согласительную комиссию с участием всех сторон, чтобы решить вопрос полюбовно, по-человечески, без судебных тяжб. Например, встретиться в префектуре и найти точки соприкосновения. Это ходатайство хода не получило, и у местных властей и православных активистов поддержки не вызвало. Ссылались на отсутствие проекта мирового соглашения.
Зато были удовлетворены несколько других ходатайств — о признании в качестве заинтересованных лиц представителя «прохрамово» настроенной общественности, представителя подрядчика и представителя церковного подворья. В итоге суд перенесли, чтобы новые участники смогли ознакомиться с материалами.
По сути, вырисовывается такой расклад: на новом заседании сторонники стройки выступят расширенным фронтом, обеспечивая перевес одной из сторон. А недовольные москвичи, которые мало надеются на отмену проведенных с нарушениями публичных слушаний 2012 года, все же получили небольшой запас времени, чтобы продумать «мирное соглашение» и привлечь новых экспертов к ситуации. В частности, заявитель упомянул депутата Мосгордумы г-на Палеева, который якобы возглавлял примирительные процедуры по 6 спорным участкам в столице и тогда удалось пересмотреть размещение храмов.
На 9 июля намечен новый митинг по вопросу храма в «Торфянке».