Как сообщила зампредседателя Мосгорсуда Елена Базькова, незаконные мигранты для московских судов, которые занимаются делами о выдворении за пределы РФ, головная боль номер один.
- Зачастую незаконных мигрантов задерживают без документов, так как те их просто прячут. Далее они идут на хитрость - называют фамилии и имена своих друзей соседей, которых они хорошо знают и могут сообщить много дополнительной информации, чтобы быть более убедительными. Начинается производство по делу об административном нарушении. Дипломатические службы начинают заниматься точным установлением личности нарушителя. На это нередко уходит много времени - вплоть до года. Когда же выясняется, что нарушитель не тот человек, за которого себя выдавал, работу приходиться начинать заново. Так, одним и тем же человеком мы занимаемся дважды, а это огромная нагрузка на суды, - рассказала Базькова, добавив, что "иногда в суд мигрантов привозят автобусами".
Что же касается статистики, то в 2007 году было рассмотрено около 9 тысяч дел иностранцев, нарушивших миграционное законодательство, в 2012 году - чуть более 15 тысяч, а вот уже в 2014 году это число увеличилось в три раза и составило 45260 дел.
- Получается, что вы оказывается заложниками ситуации: система не отработана на уровне других ведомств, а вся нагрузка ложится на вас, - обратился председатель комиссии Павел Гусев к главе Мосгосруда Ольге Егоровой, которая и подняла вопрос о внесении изменений в законодательство для того, чтобы хоть немного разгрузить суды.
В результате было принято решение инициировать в ближайшее время обсуждение этой проблемы на площадке Общественной палаты с дальнейшим обращением в Госдуму. Из конкретных предлагавшихся решений наиболее действенным выглядело введение для мигрантов специальных пунктов пропуска с процедурой дактилоскопии, чтобы в дальнейшем мигранты не могли воспользоваться уловкой с чужими данными.
Кстати, председатель Мосгорсуда вспомнила и другую категорию иностранцев, чьи дела более, чем курьезные. Это граждане, которые еще во времена Советского Союза были осуждены на территории современной России на длительные сроки.
У нас был случай с гражданином Грузии, который был осужден с советским паспортом. Он освободился, но но попасть на родину не смог. Его туда просто не пустили с мотивировкой, что он гражданства Грузии не принимал. А как он мог это сделать, если отбывал наказание? Таких дел немного, полтора десятка, - рассказала Егорова. Кстати, этот грузин так и остался в результате жить в России.