Главное «кладбище» брошенных автомобилей на весь Юго-Западный округ столицы находится на Большой Юшуньской улице. Автохлам в ожидании своих хозяев находится здесь по три месяца. Если владелец не нашелся, судьбу машины решает суд; в том случае, если слуги Фемиды признают автомобиль бесхозным, он отправляется на утилизацию. Причем продавать такую машину ведомство, занимающееся «брошенками» в Москве — ГБУ «Автомобильные дороги», — по закону права не имеет.
— Мы работаем с декабря прошлого года, — рассказывает один из сотрудников спецстоянки, — и с каждым месяцем к нам приходит все больше и больше машин: раньше их искали по дворам сотрудники управ, теперь же об автохламе в основном сообщают сами москвичи через портал «Наш город». Если раньше мы получали до 10 автомобилей в неделю, то сейчас — 25 и больше. Но это ничего, места у нас всем хватит…
На спецстоянке — около сотни машин, большую часть из которых составляют детища отечественного автопрома: «пятерки», «семерки» и «Москвичи». Среди «экспонатов» можно найти и старенькую «Газель»-маршрутку, и грузовик «ЗИЛ», и прицепы, и даже дом на колесах. Иномарки — в явном меньшинстве: бросают в основном старье в возрасте 15–20 лет, к которому уже трудно искать запчасти. К своему удивлению, я нашел здесь и вполне неплохие автомобили — к примеру, Audi A8 и даже купе Audi TT с «блатным» номером — М100ОМ!
— В разряд автохлама может попасть любая разукомплектованная машина — т.е. та, у которой не хватает какой-либо детали: капота, бампера, колес, стекол... — говорит Алексей Чуяшев, заместитель директора ГБУ «Автомобильные дороги» по ЮЗАО. — К автохламу могут отнести и открытый автомобиль со спущенными колесами (ко всему прочему, он потенциально представляет террористическую угрозу).
По словам работников спецстоянки, Audi TT — как раз такой случай: открытый и «рабочий» автомобиль владелец просто бросил в одном из дворов Академического района по непонятным причинам. Очень скоро его облюбовали бомжи: выкинули из салона кресла и стали жить в элитной иномарке. В конце концов Audi оказалась на спецстоянке, где и стоит последние два месяца. Совсем скоро судьбу машины будет решать суд. Вообще, бомжи очень часто селятся в автохламе — случилось так и с брошенным лимузином Linkoln, и с внедорожником Range Rover Discovery 2. Картина та же, что и с Audi TT: спущенные колеса, открытые двери и таинственное исчезновение владельца.
Бросают порой водители не только дорогостоящие иномарки, но и настоящие раритеты — такие, как легендарный советский автомобиль «Победа», выпускавшийся в середине прошлого века. Таких на спецстоянке в ЮЗАО сегодня целых две.
— Почему бросают такие машины — большой вопрос, — говорит сотрудник спецстоянки, — а в целом автохлам часто играет роль шкафа или чулана для некоторых москвичей. Доходит до смешного: у одного дедушки, живущего в округе, есть три «Волги». Все машины он держит у себя во дворе — и использует как склад для вещей, вплоть до новогодней елки. Жильцов это возмущало, и они в конце концов оставили жалобу на портале «Наш город». Пришла комиссия — и признала «Волги» автохламом из-за их ужасного состояния. Вскоре машины вместе со своим «богатым» содержимым оказались у нас на спецстоянке. И тут одним утром приезжает на «Оке» их владелец и говорит, мол: «А, так мои автомобили у вас! А я уже волноваться начал. Ну ладно, пускай пока постоят — я потом заберу». Это, кстати, большая проблема — дело в том, что пребывание автохлама на стоянке для владельцев бесплатно. И бывают случаи: мы такие машины забираем, хозяева транспорта находятся — и снова ставят у себя во дворе. Получается бесконечный замкнутый круг.
По словам работников спецстоянки, открытыми к ним привозят примерно 90–95 процентов машин. Но как быть с закрытыми? Ведь там могут оставаться ценные вещи... Оказывается, если суд признал автомобиль бесхозным, вскрывается он уже на пункте утилизации — тот расположен неподалеку, на Нагорной улице. И все его содержимое, каким бы оно ни было, также отправляется в помойку.
— Вначале с брошенной машины сливаются все жидкости — масла, тосол и бензин, — рассказывает автослесарь Андрей Ширяев, — это занимает минут 20. Потом снимаются колеса, мосты, все навесное оборудование — двери, капот, крышка багажника и крылья. Вынимаем мы и двигатель: он сделан из цветных металлов и идет на переработку отдельно. Отдельно утилизируются также элементы салона и обивка, стекла и резина с колес. Все это снимается с машины за 2–3 часа, после чего от нее остается один голый кузов. Он утрамбовывается ковшом бульдозера, укладывается в грузовик и отправляется на металлолом. Кстати, утилизировать наши машины и иномарки по уровню сложности примерно одинаково — как мы любим говорить, перед ковшом все равны…
По словам Алексея Чуяшева, из примерно 500 машин, эвакуированных за все время работы спецстоянки, владельцы нашлись лишь у 87 автомобилей. А если учесть, что приток автохлама на спецстоянки с каждым месяцем лишь увеличивается, работать «утилизаторам» спустя рукава в ближайшее время вряд ли придется.