Сначала необходимо провести госэкспертизу проекта режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах охранной зоны объекта культурного наследия — Симонова монастыря. Затем режимы и регламенты должны быть утверждены Департаментом культурного наследия. Предположительно, земельный вопрос решится во второй половине 2015 года. Потом вопрос о целесообразности установки памятника будет рассмотрен на заседании московской комиссии по монументальному искусству. Председатель комиссии Лев Лавренов рассказал «МК», что конный памятник Пересвету и Ослябе было решено поставить еще десять лет назад: «Мы подтвердили это решение, но из-за финансовых трудностей проект не был реализован. Два месяца тому назад на заседании комиссии решение было подтверждено еще раз. Так что если позволят финансовые возможности, памятник будет стоять».
Облик памятника, вероятно, выберут путем публичного обсуждения, так как существуют два проекта: трехфигурный, созданный скульптором Николаем Селивановым, и двухфигурный — работы скульптора Юрия Кондрашова. В трехфигурном варианте два монаха в воинском облачении верхом на конях отправляются на Куликовскую битву, а вослед их благословляет преподобный Сергий Радонежский. Во втором варианте Пересвет сидит на коне в облачении для битвы с копьем в руке, рядом с ним стоит Ослябя, вооруженный мечом. После выбора одного из вариантов необходимо будет определиться с источником финансирования. Пока неизвестно, будут это бюджетные средства или нужно искать спонсоров. Затем необходимо определить балансодержателя будущего памятника. «Ну и, наконец, останется только лепка фигур в масштабе 1:1, создание формы, отливка скульптур, создание постамента и монтаж памятника», — говорит Александр Подмазо.
История двух монахов-воинов такова. 18 августа 1380 года перед Куликовской битвой князь московский Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился за благословением в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием, — Александра Пересвета и Родиона Ослябю, сказав им в напутствие такие слова: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».
Перед началом Куликовской битвы Пересвет принял участие в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья, но копье Челубея было длиннее обычного, что делало его практически непобедимым воином-поединщиком. Вступая с ним в бой на копьях, противник не успевал даже нанести удар, как уже оказывался пронзенным и выпадал из седла. Зная об этом, Пересвет снял с себя доспехи, оставшись лишь в одной монашеской накидке с изображением креста. Поэтому копье Челубея, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить Пересвета из седла, и тот смог нанести удар сам. Оба противника получили смертельные раны. Во время Куликовской битвы погиб и Ослябя. После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, ныне Симонов монастырь. Александр Пересвет и Родион Ослябя были причислены Русской православной церковью к лику святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) — 7 сентября.