Коммунальщики ссылаются на данные метеорологов о том, что за последние 20 лет в Московском регионе количество осадков возросло на 15%, поднялся уровень грунтовых вод в Центральной России, и земля просто не успевает впитывать столь обильную влагу. Напомним, в мае в столице выпало 235% месячной нормы осадков, а с начала июня — уже 120%.
Вместе с тем и ученые, и городские службы отмечают неоднородность климатических проявлений — периоды повышенной влажности сменяются засушливыми. И в принципе минувшая зима, по оценкам представителей ГУП «Мосводосток», не была настолько снежной, чтобы превратить столичный грунт в переполненную губку. Почему же тогда мы снова поплыли?
Специалисты по инженерным коммуникациям, с которыми побеседовал «МК», отмечают сразу несколько «ахиллесовых пят» у города. Во-первых, водосточная сеть столицы была изначально устроена по принципу самотеки — принудительно увеличить скорость прогонки воды в ней нельзя. При этом в городе насчитывается более тысячи различных низин, которые по определению являются проблемными местами. Около 40% территории города эксперты называют подтопленными, поскольку расстояние между подземными водами и поверхностью земли там составляет меньше трех метров. Единственное, что остается — откачивать воду в переполненных колодцах и перебрасывать в зоны посуше. И, естественно, чистить ливневки. Как уверяют в «Моводостоке», профилактикой они занимаются регулярно, а в непогоду дежурят в опасных районах чуть ли не круглосуточно. Москва условно разделена на 10 эксплуатационных гидротехнических территориальных районов, в каждом есть аварийные службы с мощной откачивающей техникой (суммарная производительность 35 тысяч кубометров воды в час).
Во-вторых, подтопления провоцируют неграмотные строительные решения. В группе повышенного риска — тоннели и путепроводы под железной дорогой, где плохо спроектированы или вовсе отсутствуют водоотводы (в «мокрых новостях» не раз засветились Арбатский, Таганский, Варшавский, Волоколамский тоннели, Алабяно-Балтийский).
В-третьих, несмотря на заверения коммунальщиков о хорошем состоянии ливневой канализации и постоянном уходе за ней, инженеры говорят, что сеть изношена: много старых полуразрушенных колодцев; сечения труб, уложенных более полувека назад, и впрямь не были рассчитаны на нынешний прирост осадков. Так что требуются и ремонт, и увеличение пропускной способности трубопроводов.
— Давать оценки Москве в целом — все равно что называть среднюю температуру по больнице. Безусловно, в подземной инфраструктуре есть сложные участки из-за строек или реконструкции коллекторов, — поделился с «МК» диггер-москвовед Даниил Давыдов. — Тем не менее, на мой взгляд, обслуживание стало гораздо лучше, чем лет десять назад: в зимний период бригады готовят систему к летнему сезону, чистят, благодаря чему встречается меньше заиливаний; меняют люки, лесенки. Другой вопрос, что магистральные сети строили в 60–70-е годы, и под новые постройки нужны дополнительные новые коммуникации, а их часто «сажают» на советское наследие. Плюс — безалаберность самих горожан: раньше промышленность не выпускала полиэтиленовые пакеты, но с приходом пакетов в нашу жизнь брошенные где попало обертки стали гораздо опаснее для ливневых стоков.
Так или иначе, на фоне последних событий шутка о том, что все в Москве летом хорошо, только моря не хватает, — стремительно теряет актуальность. Ау, коммунальщики, может, нам пора запасаться байдарками и гондолами? Предупредите!