Это лишь две улочки в огромной столице — ремонтные работы ведутся по всему городу. Дискуссии о необходимости мощения Москвы тротуарной плиткой давно затихли. Актуален другой вопрос — нужно ли повсеместно менять бордюрный камень? Власти при этом неустанно подчеркивают — все ремонтные работы ведутся целесообразно, специально хороший камень никто убирать-заменять не будет.
Как пояснили «МК» в крупной компании-производителе бордюрного камня, бордюр при обустройстве трасс и тротуаров по важности можно сравнить с фундаментом при строительстве дома. Помимо чисто декоративных функций бордюр выполняет роль каркаса, который предохраняет грунт от размывания или удерживает брусчатку. Как строительный материал бордюрный камень должен соответствовать определенным ГОСТам: обладать низкой истираемостью, устойчивостью к скачкам температуры, низким водопоглощением, тяжестью и т.д. Если речь идет о магистралях, то бордюрное ограждение должно быть максимально прочным и достаточно объемным и заметным для водителей.
Только последний конкурс, объявленный Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, предполагает поставку 190,2 тыс. погонных метров гранитного бордюра. На это может быть потрачено около 573,3 млн руб.
Заммэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Петр Бирюков неоднократно подчеркивал, что речь идет не о реконструкции, но ремонте пришедшего в негодность камня. По его словам, городские бордюры выглядят непрезентабельно, так как за последние 20 лет их почти не меняли. При этом все работы ведутся в рамках замены асфальтового покрытия. Это обусловлено технологически. При укладке нового асфальта бордюрный камень надо снять, а потом поставить на место. Замена тротуарных ограждений включена в стоимость ремонта каждого квадратного метра асфальтового покрытия. Все работы ведутся в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией.
Заммэра особо уточняет, что коммунальщики будут ремонтировать и менять только тот бордюр, который разбит, пришел в негодность. А хороший останется независимо от того, сделан он из бетона или из гранита. При этом каких-то прописанных в специальных документах критериев «годного» или «негодного» камня нет. Все определяется визуально: камень разбит, расколот, выщерблен — на замену.
Но остается вопрос: почему на тех же Фрунзенских улицах, по свидетельству местных жителей, камни меняют уже не первый год. И каждый раз это превращается в полосу препятствий на пересеченной местности. Налоговые отчисления горожан идут на разрушение и утилизацию вполне себе приличных бордюрных камней, закупку новых, рытье канав, переделку раскопанных газонов, укрепление деревьев (и не факт, что «раскопки» на них не повлияют), установку и снятие временных оград, снятие и укладку на бульварах асфальта (хотя прежний был в неплохом состоянии)...
— Хороший бордюр, сделанный на основе бетона, на вид трудно отличить от натурального камня, — поясняет менеджер компании-производителя камня Дмитрий. — Хотя более высоким классом считается бордюр, например из гранита, да и выбор цветов природа предоставляет внушительный: от белого и светло-серого до розоватого и коричневого. Однако в тендерах нередко побеждают производители более дешевых суррогатов, вот в итоге вместо минимум 10–15 лет бордюр служит всего 2–3 года — под воздействием мороза, дождей, солнца он расслаивается и крошится.
Остается предположить, что в прошлые годы поставки камня осуществляли нерадивые подрядчики, а значит, и менять его приходилось чаще. Сейчас, когда контроль за качеством материала, по уверениям городских властей, усилился и стал более централизованным, подобных «косяков» быть не должно.
Впрочем, камень будут менять исходя из целесообразности. А жителям предоставлено право выбора «косметики». Как рассказала руководитель аппарата мэрии Москвы Анастасия Ракова, цвет бордюрного камня доверят определять горожанам — нынешним летом на портале «Активный гражданин» пройдет голосование на эту тему. Краска уже закуплена, и уже в следующем году ограждения газонов будут перекрашивать по желанию жителей. Возможно, столицу украсят белые, желтые, коричневые, синие, бордовые или черные тротуарные ограждения.