Столичные власти выставили на конкурс 211 маршрутов, которые будут обслуживать только коммерческие перевозчики без участия Мосгортранса. Больше всего таких линий в Юго-Восточном (38) и Восточном округах (30), меньше всего - в Южном округе (7) и в центре города (9). Чиновники уверяют, что москвичи никак не пострадают от нововведения, а в скором времени и вовсе перестанут задумываться о том, кто занимается их перевозкой из пункта "А" в пункт "Б" - частники или город. "Требования к подвижному составу и обслуживанию пассажиров теперь будут одинаковые для всех", - подчеркивают в Дептрансе. На практике это означает, что на смену привычным маршруткам придут автобусы нового образца, в которых будут действовать все льготы и билеты, выпускаемые городом..
Согласно конкурсной документации, помимо синего цвета, к подвижному составу коммерческих перевозчиков выдвигается еще несколько требований: все машины должны быть не старше двух лет, иметь приспособления для перевозки инвалидов, датчики ГЛОНАСС (они будут отслеживать соблюдение графика перевозок), систему климат-контроля (в документации указано, какая температура должны быть в салоне зимой и летом), удобные кресла и т.д. Рекламу в салонах частникам размещать разрешат, но только в определенных местах. Например, на подголовниках кресел - да. А на мониторах, как это принято сейчас в маршрутках, - нет. В новых автобусах в обязательном порядке должны быть установлены валидаторы. А вот турникеты - больше не являются обязательным требованием. Если победитель конкурса захочет нанять контролеров или решит довериться честности самих пассажиров, город возражать не будет. Всего планируется закупить 1960 автобусов - 495 большой вместимости, 737 - средней и 728 - малой.
Главными критериями оценки деятельности перевозчиков чиновники называют соблюдение расписания, отсутствие аварий и ДТП. Если требования контракта не выполняются - частников ждет штраф. На деньги также можно попасть за систематическое нарушение скоростного режима, найм водителей, не имеющих российских прав, и даже за сломанный кондиционер. Впрочем, есть и поощрения. В частности, власти обещают премировать перевозчиков за каждого пассажира, перевезенного сверх указанной в контракте нормы. В Лондоне, где с 1994 года действует аналогичная модель наземного городского транспорта, до такой мотивации водителей пока не додумались.
Опробовать новации москвичи смогут уже в октябре, когда коммерческие перевозчики начнут выходить на отведенные им линии. Чтобы появление синих автобусов с новыми номерами вместо привычных маршруток и автобусов "Мосгортранса" не стало сюрпризом, горожан начнут информировать о нововведениях уже летом: все квартиросъемщики получат разъясняющие письма, а абоненты мобильных операторов - СМС-сообщения. Также об изменениях в маршрутной сети и графике движения можно будет узнать на остановках.
Хотя троллейбусы и трамваи не вошли в новую модель управления пассажирским транспортом, дублирующие их маршрутки тоже подлежат ликвидации. "Исключений не будет. От этого рудимента пора избавиться раз и навсегда", - считают чиновники. По их оценкам, для 90% москвичей время ожидания в связи с реформой никак не изменится, 10% - "вместо 3 минут придется подождать 5". (Наличие таких пассажиров, которые ждут и 20, и 40 минут в Дептрансе почему-то отрицают). Компаниям, эксплуатирующим маршрутки, придется принять новые правила игры. Их контракты с городом истекли еще в прошлом году и с тех пор продлялись на нужный чиновникам срок. Победителям конкурсов власти готовы выплатить 47,5 млрд руб в течение 5 лет. Затраты частников на покупку подвижного состава оцениваются в 10 млрд.руб. В мэрии утверждают, что соотношение сил на рынке пассажирских перевозок в связи с реформой не изменится: доля Мосгортранса по-прежнему составит 70%, частного бизнеса - 30%.