По закону, при переводе помещения из жилого в нежилое, его необходимо оборудовать отдельным входом, сделать крыльцо и тротуар, - напоминает Иван Александрович. - Фактически в 99% случаев при этом затрагивается общее имущество собственников многоквартирного дома. Но чтобы внести любые изменения, например, в наружную стену многоэтажки, сначала, согласно Постановлению Правительства Москвы № 508, надо получить на это согласие у жильцов на общем собрании. Таким образом, если заявитель хочет перевести свою квартиру в другой статус, он также обязан предоставить Департаменту городского имущества протокол собрания, подтверждающий согласие жильцов на реконструкцию. Если собрание проводилось заочно, в ДГИ надо передать опросные листы на каждого голосовавшего с указанием его ФИО; документа, подтверждающего право собственности на обсуждаемый объект; решение по повестке.
По словам чиновника, нередко вместо протоколов заявители представляют лишь какие-то выписки либо волеизъявления хозяев всего нескольких соседних квартир. И в таких случаях ДГИ отказывает просителям, чтобы не ограничивать права других собственников (в 2015 году насчитывается более 200 отказов по этой причине). Но есть случаи, когда сами протоколы оказываются недостоверными. И иногда это действительно приводит к конфликтам, поскольку перепланировки происходят вопреки воле жильцов.
- К сожалению, сейчас в Москве есть проблемные дома, по которым в свое время Департамент принял положительные решения, а сейчас сотнями поступают жалобы, что на самом деле никакого собрания не было, граждане вынуждены идти в суд, тратить деньги и время, - признает чиновник. - Поэтому мы ввели новую практику — как только ДГИ получает от заявителя весь пакет документов с протоколом о собрании, мы в инициативном порядке будем направлять обращение в адрес всех собственников по дому с просьбой подтвердить: было ли собрание, и голосовали ли они. Сроки, отведенные Департаменту на принятие решения (45 дней), позволяют спокойно собрать всю информацию. Сомнительные протоколы передадим в правоохранительные органы. Конечно, все это — дополнительная работа для Департамента, но мы готовы выполнять ее, чтобы избежать ошибок.
Как подчеркнул Щербаков, если все документы в порядке и проект переустройства получил все необходимые положительные заключения (Мосжилинспекции, Санэпидстанции, Москомархитектуры) — ДГИ ни в коем случае не будет ограничивать собственников и примет решение о переводе в новый статус.
Ну а в тех случаях, когда граждане уже пострадали от незаконного переустройства, им придется решать вопрос в рамках судебного производства. В крайней ситуации, суд может обязать собственника убрать все пристройки и вернуть помещение в первоначальный вид.
- Прежде всего, мы отстаиваем право граждан самим принимать решение, как будет использоваться помещения в их доме: под аптеку, банк или только для жилья. Поддержать решение должны две трети собственников квартир.