Выступая перед депутатами Госдумы в рамках «правительственного часа», г-н Мень напомнил: закон предусматривает два способа сбора средств — спецсчет или «общий котел» регионального оператора. Законодательство стимулирует как раз «общий котел», потому что не дает страховых гарантий сохранности средств на спецсчетах в банках, а получить кредит на ремонт дома при заоблачных процентах собственникам жилья не под силу.
Г-н Мень в очередной раз сказал, что «идет проработка вопроса» о страховании счетов на ремонт. Что касается льготного кредитования — «несколько банков уже разрабатывают специальные кредитные продукты, к середине года или осени мы будем иметь кое-какие результаты пилотных проектов».
Средства на капремонт собирают в 78 регионах, в прошлом году отремонтировали 7700 домов, в этом запланировано привести в порядок 12 тысяч, заявил г-н Мень. Но эти планы под угрозой. По закону регионы вправе рассчитывать на софинансирование капремонта из Фонда содействия реформированию ЖКХ, и в федеральный бюджет 2015 года заложили на эти цели 4,5 млрд рублей, но при секвестре строку вычеркнули. «Есть моменты, которые нас беспокоят», — признал глава Минстроя и пообещал изыскать возможности оказания какой-то финансовой помощи субъектам РФ за счет внутренних резервов фонда. «Этот вопрос политический», — заявил он.
Глава думского Комитета по ЖКХ Галина Хованская («СР»), как и многие другие, говорила о многочисленных жалобах граждан на капремонт. «Главная страшилка, которой администрации отпугивают граждан от спецсчетов, — отсутствие страхования», — сказала г-жа Хованская, но даже при желании перейти на отдельный домовой счет непросто. А станет, по мнению Александра Абалакова (КПРФ), еще сложнее — после того, как Госдума примет законопроект о внесении изменений в Жилищный кодекс, подготовленный при участии Минстроя (второе чтение запланировано на 15 мая).
1 мая 2015 года завершился процесс лицензирования компаний, управляющих многоквартирными домами. Лицензии получили 11 тысяч УК из 12,5, подавших заявки. «Вопрос острый, серьезный, есть разные данные», — признал министр и предложил всем, оказавшимся в непонятной ситуации в связи с тем, что их УК лицензии не получила, обращаться в министерство. «УК должны работать даже без лицензии до тех пор, пока граждане не выберут новые», — признал он. И продолжил: «Но мы-то с вами понимаем, что это будет условное управление, мы с губернаторами это обсуждали, и многие регионы заменяют не получившие лицензии УК муниципальными структурами».
1 мая должна была заработать и новая информационная система — ГИС ЖКХ. Предполагалось, что «она позволит гражданам видеть, как начисляются платежи, на что потрачены деньги, сколько долгов в УК и не находится ли она на грани банкротства», — сказал Мартин Шаккум («ЕР»). Но сейчас, по его словам, «система работает лишь в тестовом режиме, Минкомсвязи сорвал ввод ее в эксплуатацию в срок».
Именно тем, что ГИС «ЖКХ» не заработала в полную силу, г-н Мень объяснил тот факт, что на сайте Минстроя в перечне получивших лицензии те самые 11 тысяч с лишним УК, а на сайте ГИС — в 10 раз меньше. Министр предложил пока больше доверять сайту Минстроя...
Замглавы ведомства Андрей Чибис в разговоре с корреспондентом «МК» выразил надежду на то, что «в полной мере ГИС ЖКХ заработает к концу года». «Это непростое дело, массив информации, которую следует завести в систему, значительный», — сказал он.
Валерий Гальченко («ЕР») напомнил, что из того самого законопроекта о внесении многочисленных изменений в Жилищный кодекс, которым пугал граждан г-н Абалаков, убрали норму о повышении пеней за долги по платежам за коммунальные услуги, но в думском Комитете по энергетике лежит законопроект, подготовленный Минэнерго, который предполагает еще более существенное повышение штрафных санкций. (Версия Минстроя — повышение пеней с 91-го дня просрочки до примерно 17% от суммы долга в годовом исчислении, а версия Минэнерго — повышение пеней с первого дня просрочки до примерно 23% в годовом исчислении.) «27 апреля правительство согласовало поправки Минэнерго. Как могло быть принято такое решение?» — спросил г-н Гальченко.
«По нашей информации, окончательного решения не принято, дискуссии еще впереди», — ответил министр. «Лоббизм энергопоставляющих компаний не имеет границ!» — так прокомментировала ситуацию г-жа Хованская.