Первые семь киосков, выставленные на торги, находятся в заведомо выигрышных местах Центрального административного округа — на Якиманке, в районах Красносельский, Таганский, Мещанский и Басманный. Шесть из них предназначены для торговли мороженым, один — хлебом и хлебобулочными изделиями. Как сообщили организаторы аукциона, торговаться за право эксплуатировать городские киоски будут 49 участников (по семь на каждый киоск) — все на анонимной основе. Всего заявок было подано 50, а отказ получила компания, которая случайно или специально «засветила» свою печать под заявительными документами — то есть лишилась обезличенного статуса.
Торговая сессия стартовала в 9 часов утра 15 апреля. Первым разыгрывался киоск со специализацией «Хлеб, хлебобулочные изделия», расположенный в Новодевичьем проезде. Лот ушел с молотка за 41 600 рублей при начальной цене в 32 тыс. рублей. Таким образом, повышение составило 30%. За оставшиеся шесть киосков «Мороженое» участники аукциона торговались практически до 15 часов дня. По разным лотам превышение составило от 15 до 110 процентов. Дороже всего обошлись предпринимателям киоски, расположенные на улице Щепкина и Покровке (итоговая цена аренды за них составила 67 320 рублей — такую сумму предприниматели должны будут вносить в бюджет Москвы ежемесячно в течение пяти лет). Нижняя ценовая планка аренды установилась на цифре 41 600 рублей за киоски, расположенные на Якиманке и Верхней Красносельской улице. Предприниматели уже посчитали, что вместе с коммунальными платежами и торговым сбором, который вступит в силу с 1 июля 2015 года, «владение» одним киоском будет обходиться в среднем в 90 тысяч рублей в месяц — и это не считая оплаты услуг продавцов и водителей, которые будут обслуживать торговый объект. Чтобы окупить эти расходы и выйти хотя бы на нулевую отметку рентабельности, предпринимателям понадобится зарабатывать на мороженом не менее 3–4 тысяч рублей в день (т.е. продавать не менее 200 кг мороженого). Интересно, что среди победителей аукциона наряду с крупнейшими производителями мороженого оказалось несколько абсолютно сторонних компаний, одна из которых занимается вывозом мусора в ЦАО, а другая специализируется на рекламной деятельности.
Ранее киоск мороженого обходился владельцам в среднем в 500 тысяч рублей в год: 100–200 тысяч рублей забирала аренда, 300 тысяч рублей стоил сам торговый модуль, который бизнесмены устанавливали и подключали на собственные средства. Не стоит забывать и о том, что с 1 июля 2015 года начнет действовать торговый сбор, который заставит предпринимателей из ЦАО раскошелиться на 342 тысячи в год дополнительно.
Сами киоскеры пока еще только присматриваются к условиям аукционов и не торопятся выносить окончательный вердикт. Есть опасения, что новая схема мелкорозничной торговли может оказаться нулевой или убыточной. Как сообщил «МК» представитель ассоциации киоскеров Илья, крупные производители мороженого сначала вообще не хотели участвовать в городских аукционах, однако поскольку ничего другого им не предложили, решили рискнуть, чтобы сохранить бизнес.
Впрочем, как сообщили в Департаменте имущества, итоги первого аукциона тщательно проанализируют и, возможно, внесут некоторые изменения в действующее законодательство города Москвы в части размещения нестационарных торговых объектов. После подведения итогов пилотного проекта на торги выставят еще 200 киосков.