Несколько лет назад городские власти начали масштабную реконструкцию подуличных переходов. Некоторые думали, что от торговли и вовсе решили избавиться. Однако не прошло и полугода, как в подуличных переходах стали возводить новые конструкции. В городе заговорили о том, что теперь торговать под землей будут сетевые гиганты. Власти оптимистически убеждали людей, что так будет лучше всем — и покупателям, и городу. Но нашлись люди, которые с этим не согласились. Более того, заявили о том, что новые правила торговли в переходах станут удавкой для мелкого и среднего бизнеса столицы.
— Исторически существуют две компании, которые распоряжаются московским подуличным пространством, — это ГБУ «Гормост», который находится в ведомстве департамента ЖКХиБ, и метрополитен, который подведомствен Департаменту транспорта Москвы и его руководителю г-ну Ликсутову, — рассказал «МК» организатор митинга, председатель Московской городской организации Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса Сергей Софьин. — Около 3,5 года назад московские власти заговорили о том, что подуличная торговля не приносит в городской бюджет ощутимого дохода. По мнению чиновников, небольшие подземные магазинчики в переходах только ГБУ «Гормост» должны пополнять городскую казну не менее чем на 2 млрд рублей в год и кроме этого выглядеть как торговые галереи в «Крокус Сити». Итогом этих идей стала масштабная реконструкция подземных переходов, сопровождавшаяся сносом торговых павильонов, которая нарушила сложившиеся арендные взаимоотношения и теперь грозит разорением и крахом большинству действующих предпринимателей.
Заявляя о новой арендной политике, московские власти говорят о том, что будут напрямую работать с предпринимателями, минуя посредников. Однако для взаимоотношений с сотнями мелких торговцев метрополитену или ГБУ «Гормост» придется помимо своей основной деятельности создавать специальные подразделения, которые должны будут выполнять организационную рутинную работу с торговцами. «Владельцы перехода сдают в аренду торговые ряды, — поясняет Сергей Софьин. — Но ведь нужно заниматься уборкой, следить за освещением, взаимодействовать с ЧОПом, отслеживать системы видеонаблюдения — это лишь небольшой перечень обязанностей, которые раньше выполняли управляющие компании». Теперь от их услуг предлагают отказаться, однако свято место пусто не бывает — вместо старых УК тут же находятся новые. По мнению предпринимателей, происходит банальный передел рынка и новые полномочия переходят в ведение новых компаний. Подобную практику уже продемонстрировал так называемый пилотный проект на станции «Новокосино», где в аренду были сданы новые павильоны, построенные метрополитеном. Арендатором по результатам трижды переносившегося конкурса стало ООО «Ванечка», которое расставило в подуличных магазинах собственные кассовые аппараты и привлекло к торговле сторонние компании по договорам о совместной деятельности, по которым взимало с торговцев до 90% всей прибыли. Испробовав новые условия торговли «от Департамента транспорта», предприниматели не нашли другого выхода, как выйти на площадь.
По мнению предпринимателей, программа Департамента транспорта по реконструкции подуличных переходов метрополитена не только влечет за собой значительные бюджетные затраты для города в кризисное время, но и ведет к тотальному закрытию торговых павильонов и уничтожению рабочих мест в сфере торговли в метро. Большая часть протестующих — это не только собственно предприниматели, но и продавцы подуличных киосков, пожилые люди. Для них небольшие магазинчики в переходах — это единственный способ выжить и прокормить свои семьи. Поддержать предпринимателей приходят и пенсионеры, для многих из которых подземные торговые точки — это единственное место, где можно недорого купить одежду, обувь, предметы повседневного быта российских производителей, к которым они привыкли еще с советских времен. В современных торговых центрах таким товаром не торгуют — «навару нет».
Сегодня представители среднего бизнеса надеются обратить внимание федеральных властей и Президента РФ на критическую ситуацию, складывающуюся на рынке мелкорозничной торговли в городе и особенно в подуличных переходах ГУП «Московский метрополитен». «Необходимо ввести мораторий на снос павильонов и пролонгировать договоры на размещение объектов, которые невозможно демонтировать без их разрушения, а также обязать чиновников соблюдать принцип «меняется место — сохраняется бизнес», — заявили участники митинга. — Кроме того, необходимо закрепить возможность демонтажа торгового объекта органами власти исключительно по решению суда». По мнению выступающих, власти Москвы игнорируют рекомендации федеральных властей.
В пресс-службе Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры Москвы в ответ на информацию о митинге подчеркнули, что департамент «всегда ведет диалог с представителями общественности, политическими партиями и жителями города». «Мы нацелены на широкое обсуждение проектов развития транспортной инфраструктуры. Ведется открытое обсуждение писем и обращений как представителей ОНФ (Общероссийский народный фронт. — Ред.), так и Общественной палаты Российской Федерации по данной теме», — сказал представитель департамента.
Он отметил, что задача департамента — «нахождение компромисса в реализации всех проектов транспортного комплекса со всеми заинтересованными лицами».
«Убеждены, что тесное взаимодействие с рабочей группой ОНФ и в дальнейшем позволит всем заинтересованным лицам сформулировать сбалансированную позицию, которая устроит всех.
Цель реализуемой программы — создание максимально безопасных, комфортных условий для пассажиров метрополитена. Как следствие — упорядочение работы торговли и легализация бизнеса в подуличных переходах. Мы учитываем все предложения, которые поступают к нам, и анализируем возможность их реализации», — отметил сотрудник пресс-службы.
Заявления сделаны, однако в ответ на просьбу Московского отделения Общероссийского народного фронта приостановить снос подземных киосков, провести общественное обсуждение планов по реконструкции переходов, рассмотреть предложения предпринимателей по софинансированию ремонтных работ и, несмотря на проведенный предпринимателями митинг, Московский метрополитен объявил конкурс на проведение работ по реконструкции еще двенадцати станций. Таким образом, в ближайшее время и на этих станциях торговые ряды будут снесены (такая информация размещена на сайте Госзакупок (http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId=2262849&epz=true).