Огари, лебеди, утки и гуси — вот кого весеннее настроение коснулось в первую очередь. У водоплавающих обитателей Московского зоопарка с приходом весеннего периода свои хлопоты — у самцов начинается борьба за территорию для гнезд. Птицы создали пары задолго до прихода весны, и сейчас любовная эйфория у них на втором плане. На первый же план выходит жилищный вопрос, ведь скоро самки должны будут сесть на гнезда. Решением проблемы, как и полагается, заняты самцы. Мирными способами птицы не пользуются — предпочитают выяснять отношения агрессивно и по-мужски, гоняя друг друга по растаявшим участкам пруда. А влюбленные гуси начинают оглашать округу громким криком: таким образом они сообщают окружающим, что свой выбор сделали. Нильский гусь, известный как один из самых воинственных представителей водоплавающих, становится и вовсе отъявленным скандалистом и хулиганом. Набычив шею, он фирменной походкой вразвалочку идет в места скопления уток и гусей, а потом идет в атаку на сородичей. Разогнав столпотворение, дебошир идет к другим соседям, где повторяет заготовленный сценарий.
Рады весне и обитатели экспозиции «Хищные птицы». Пара черных грифов чувств своих не скрывает: птицы нежно чистят друг другу перышки и даже целуются, вызывая умиление у посетителей.
«Видишь, как он за девочкой ухаживает», — кивает на грифов своему внуку пожилая дама.
К слову, с ходу разобрать, где самец, а где самка у птиц, — дело непростое. Орнитологи ориентируются на их поведение, а также делают генетический анализ, материалом для которого служат перья. И даже такое серьезное научное исследование не дает 100-процентной гарантии в определении пола. Поэтому сложившаяся пара, которая несет яйца, считается в зоопарке настоящей ценностью. Вскоре ожидается пополнение в семействе белоголового сипа: самочка уже высиживает птенцов. Рядом в вольере зарождается крепкий союз американского кондора Кузи и его дамы сердца Милки. «Невеста» прибыла в зоопарк совсем недавно — около трех месяцев назад. Положенный месяц она провела на карантине, еще около 30 дней пара сосуществовала в соседних вольерах, разделенная сеткой. И вот с приходом тепла их поселили вместе. Кузя сразу начал испытывать симпатию к новой подруге и принялся ухаживать, размахивая крыльями. Милке кавалер тоже пришелся по вкусу, и пара зажила душа в душу.
В комплексе ластоногих столичного зоосада уже достаточно давно живут киты-белухи. Однако в предыдущие годы они обитали под светонепроницаемым куполом, который сохранял тепло, — ведь кроме белух там же обитали теплолюбивые афалины. А в этом году афалины переехали в другое место, и над китами снова воссияло солнце, создавая естественный световой режим. И с приходом этой весны самец сразу же начал проявлять большой интерес к самке. Потомство у них вряд ли будет, но тенденция зоологов радует.
А вот сивуч Миша пока семью не создал. Хотя дама сердца у него имеется. Рядом с его вольером обитает самка сивуча по кличке Маша. Зоологи пытались их соединить некоторое время назад, однако даму напугали агрессивные методы ухаживания Миши. Что неудивительно — кавалер больше дамы почти в четыре раза, да и по природной норме Мише нужно 5–8 самок. Поэтому когда он окончательно достал своим вниманием самку, их пришлось рассадить. Сама Маша тоски по неудавшемуся «мужу», похоже, не испытывает. А вот Миша по невесте скучает: сейчас он много времени проводит рядом с решеткой, разделяющей их жилища. А когда чувства немного отпускают, сивуч отправляется греться на солнышке. Он ложится на большой валун и спит.
У гривистого волка, который просидел всю зиму во внутреннем вольере и буквально на днях вышел подышать свежим воздухом, любимой пока нет. Животные эти редкие, да и в неволе размножаются с большим трудом. Поэтому на них выстроилась целая очередь зоопарков. Московский зоосад не надеется получить в ближайшее время этих животных. И нашему волку-одиночке, который уже находится в почтенном возрасте, остается развлекать себя пробежками по периметру вольера.
Слонов Памира, Пепиту и их дочь Каприиду весенняя пора любви обходит стороной: цикл самки не вписывается в годовой режим, ведь только одна беременность у них длится больше 20 месяцев. Впрочем, и они находят в этом времени года свои прелести: наконец-то элефантам выпадает возможность обсыпать себя песком, который высыхает в их вольерах на солнце. Такая процедура — настоящий релакс для этих млекопитающих. Отчасти это гигиеническая процедура, а отчасти тонизирующий массаж, чему слоны очень радуются.
Официальные весенние «прогнозисты» — сурки — в середине марта заняты преимущественно восстановлением сил после зимней спячки, подкрепляя себя едой. Брачный период у пары уже прошел, ведь самка способна забеременеть только в считаные часы после пробуждения. В дикой природе самцы даже пробуждаются пораньше и караулят дам сердца около их нор, заодно выясняя между собой, кто же наиболее достоин внимания прекрасной половины животного мира. В зоопарке же оба сурка просыпаются практически одновременно: то ли глава семейства Фрол спокоен за отсутствием соперников, то ли играет роль то, что спят они не в норке, а в специально оборудованном домике.
А вот овцебыков нарастающее тепло особо не радует. Их толстые шубы идеальны для холодов, но когда столбик термометра приближается к 20 градусам, животные начинают испытывать дискомфорт. Выход из ситуации зоологи придумали: они устанавливают в их вольере распылители воды, под которыми овцебыки устраивают лежбища.
Семейство нутрий приготовило посетителям настоящий сюрприз. В уличный вольер они вышли в обновленном составе: вместе со взрослыми особями полакомились приготовленной зоологами травкой пятеро малышей. Забавный факт: в дружный коллектив пытался влиться детеныш обыкновенной крысы. Он присоседился к нутрятам, которые отнеслись к новому приятелю весьма дружелюбно.
Белая медведица Симона в ясный день с удовольствием выгуливает своих малышей. Мать очень трепетно следит за своим потомством и при первой же опасности, коей ей видится проезжающая мимо дребезжащая техника, тут же уводит крошек в берлогу. Зоологи пока не определили пол малышей, но по характеру медвежата отличаются: один более спокойный, постоянно жмется к матери, а второй малыш настоящий баловник и исследователь, много играет сам с собой и пытается найти общий язык с частыми гостями жилища белых медведей — воронами. Этой весной двух крошек ждет увлекательное приключение — им предстоит научиться плавать. Пока медвежата вовсю резвятся на мелководье, пытаясь достать шар. Но вскоре Симона будет заманивать их на глубину и следить, чтобы дети не утонули.
Весна радует даже амфибий. Они реагируют на повышенное содержание кислорода в воде, вызванное талым снегом, и начинают проявлять интерес друг к дугу. Впрочем, зоологи могут в любой момент устроить своим питомцам весну — сымитировать «весеннюю» воду. Что они и делают, если возникает необходимость развести лягушек или тритонов.
Уважаемые читатели!
Свои вопросы и предложения направляйте на lebedevav@mk.ru