Нелегальные перевозчики ищут новые схемы ухода от ответственности

50 оттенков «серых» маршруток

Осенью 2014 года надзорные органы нанесли мощный удар по перевозчикам-нелегалам: если раньше правоохранители лишь штрафовали нарушителей, то теперь стали еще и арестовывать маршрутки и автобусы «вне закона», курсирующие как внутри городов, так и между ними. В итоге нелегалы стали нести огромные убытки — но не ушли с рынка, а адаптировались к новым условиям, изобретя новые «серые» схемы работы. Подробности о том, как изменился за последнее время мир пассажирских перевозок «вне закона», выяснял «МК».

50 оттенков «серых» маршруток

тестовый баннер под заглавное изображение

До октября 2014 года перевозчики «вне закона» рисковали лишь деньгами: если надзорные органы ловили их автобус или маршрутку на каком-либо нарушении, то водителя штрафовали на 5 тысяч рублей, а юридическое лицо (если его удавалось привлечь) — на 200 тысяч. Однако от протокола до выплаты штрафа порой проходили долгие месяцы, за которые нелегалы успевали с лихвой компенсировать весь свой ущерб.

— Все изменилось минувшей осенью, — говорит Виктор Савкин, зам. начальника столичного Управления Госавтотранснадзора. — Генеральная прокуратура дала разъяснения о правомерности применения арестов транспортных средств перевозчиков-нелегалов. Благодаря этому мы получили возможность арестовывать транспортные средства нелегалов. На двух столичных штрафстоянках сегодня ежедневно стоят до 50 автобусов и маршруток «вне закона», причем не один день, а месяц или два — пока длится разбор их нарушений. А это — огромные убытки для перевозчика.

За весь 2014 год инспекторы арестовали 349 транспортных средств нелегалов, а за первые месяцы нынешнего года — уже 90 их машин. Перевозчиков «вне закона» в Москве становится меньше день ото дня — убытки вынуждают их покидать транспортную сферу. Однако те перевозчики «вне закона», которые на свой страх и риск продолжают работать в столице, похоже, нашли способ, как уйти от ужесточившихся наказаний.

Много лет транспортные нелегалы в Московском регионе работают по одной и той же схеме: они маскируются под разовые, заказные перевозки. Один раз оформив свой транспорт как заказной, перевозчики «вне закона» курсируют между Москвой и другими городами снова и снова. Для такой регулярной работы по закону нужна лицензия — она гарантирует безопасность пассажирских перевозок. Нелегалы же ее не оформляют, таким образом снимая с себя всякую ответственность за пассажиров и качество своих машин. Пользоваться услугами такого перевозчика — всегда большой риск: в случае какого-либо ЧП предъявлять претензии будет попросту некому.

Раньше нелегалы никак не афишировали тот факт, что их транспортное средство оформлено как заказное — это выяснялось лишь при проверках. С другой стороны, чтобы конкурировать с легальными перевозчиками, они указывали на своих машинах номер маршрута, путь следования и прочую необходимую информацию. После того как автобусы и маршрутки нелегалов стали арестовывать, они стали изобретать всевозможные уловки.

Одну из их «серых» транспортных схем можно выявить у метро «Кантемировская». Там стоит очень много минивэнов, в основном марки Hyundai Grand Starex; у некоторых — большие багажники на крышах. Примерно половина из них окрашена в ярко-желтые, с шашечками, цвета — как такси. В разговоре с шоферами выясняется, что доехать на этих такси можно подозрительно далеко — вплоть до Волоколамска, Калуги и Богородицка. Это — те же нелегальные перевозчики, которые раньше упорно эксплуатировали в качестве прикрытия таблички «заказной».

— После того как мы стали арестовывать автобусы и маршрутки нелегалов, многие из них продали свой транспорт и закупили минивэны, — говорит Виктор Савкин, — это хитрая уловка с их стороны. Теперь они маскируются под такси, но мы их ловить уже не можем: этим должна заниматься Московская административная дорожная инспекция (МАДИ). А ведомство еще молодое, у них нет большого опыта в борьбе с нелегалами, и перевозчики «вне закона» это знают и активно этим пользуются.

Нынешняя «вспышка» нелегальных такси в Москве, вызванная массовым переходом в эту сферу деятельности междугородных и городских перевозчиков-нелегалов, может быть только первым звонком. По данным источника «МК» в мэрии, сейчас власти города активно обсуждают вопрос о закрытии единственного автовокзала столицы — Щелковского, а само предприятие якобы уже перестало согласовывать новые автобусные маршруты. И если перевозчики окажутся без крыши над головой, то вполне могут уйти в нелегалы и взять на вооружение схему «серых» такси. Впрочем, руководство Щелковского автовокзала его закрытие не подтверждает:

— О закрытии предприятия я ничего не слышал, — говорит его генеральный директор Александр Журковский. — Более того — к маю будет разработан проект его реконструкции — мы планируем, что она продлится 2–3 года, но автовокзал при этом не прекратит свою работу, а продолжит принимать пассажиров. Что касается нелегальных перевозчиков — могу с уверенностью заявить: на территории предприятия их нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26769 от 23 марта 2015

Заголовок в газете: 50 оттенков «серых» маршруток

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру