Вкус московского снега
Помню, как в детстве всегда зимой мы ели снег, когда хотели пить. Белый, свежий, он был любимым лакомством на прогулке. И многие даже вполне искренне считали, что снег полезен.
На самом деле отчасти так оно и есть. Снег — чистый(!) — действительно может быть полезен в определенном количестве. Но эта история, к сожалению, не про Москву. Здесь чистым он не может быть просто по определению. Автомобили и заводы делают свое злое дело.
Для сравнения я решила взять образцы снега в трех разных точках Москвы — в парке, в промзоне и просто у дороги.
Первое ведро накопала в Тимирязевском парке. Там много деревьев, машины не ездят, и даже уже поэтому воздух кажется более-менее чистым. Снег в лесу оказался на вид тоже достаточно белым, и есть надежда, что и чистым. Второй образец, для чистоты эксперимента, я взяла в промзоне на севере Москвы, между улицей Добролюбова и железной дорогой, рядом с автозаправкой. Снег здесь на вид был темнее, чем в парке. Третью пробу взяла прямо у дороги в 3-м Павловском переулке — в центре столицы. Там снег из-за большого числа постоянно проезжающих мимо машин был аж какого-то серо-бурого цвета — весь пропитан грязью.
«Ну, — подумала я, — тем лучше. Будет с чем сравнивать. Очень интересно, что содержится в городском снегу и зависит ли его загрязненность от цвета».
Пятьдесят оттенков белого
Экологическая обстановка обостряется в городе, как правило, весной, когда на улице тает снег.
— В марте-апреле прошлого года, когда на дорогах стало более-менее сухо, в Москве резко ухудшилась экологическая обстановка, стало очень пыльно, — вспоминает технический директор независимой лаборатории экологических экспертиз «Тестэко» Александр Кукса. — Причина была как раз в том, что грязный снег начал таять и все вредные вещества, реагенты и песок, скопившиеся там за зиму, остались на почве, частично впитались, а частично полетели в воздух. Снег ведь, по сути, — это губка, которая впитывает в себя всю гадость.
Во многом именно поэтому, кстати, зимой коммунальщики стараются часть снега, хотя бы с дорог, увозить из города. Так улицы хотя бы немного можно очистить от вредных веществ.
Вообще загрязнение любой воды, в том числе снега, можно проверить по нескольким показателям. В лаборатории специалисты выбрали следующие: содержание в снегу металлов, таких как железо, марганец, медь, цинк, кадмий, свинец и хром, а также различных органических соединений, к которым относятся, в частности, метан, различные спирты, эфиры и продукты жизнедеятельности.
Согласно протоколам наших испытаний, меньше всего органики, как ни странно, оказалось в снегу в центре, у дороги — всего 2 мг/дм3. Снег в парке при этом содержит в 2 раза больше органических загрязнений — 4,1 мг/дм3. А вот в снегу в промзоне этот показатель почти в 9 раз выше, чем в том, что у дороги.
С чем это может быть связано? По словам специалиста, поскольку парк располагается не так уж и далеко от промзоны, органические соединения вполне могли попасть в снег в результате выбросов промышленных предприятий. Не спасает от них в данном случае даже лес.
Ну а снег в самой промзоне — это просто какой-то «кладезь» органики и металлов. Интересно, что из всего списка металлов больше всего в московском снегу оказалось... железа. При этом просто немыслимое превышение опять же в промзоне. Так, в снегу в парке, согласно результатам исследования, было зафиксировано 0,056 мг/дм3 железа, а в промзоне — в 28,5(!) раза больше. В снегу у дороги этот показатель в 7,3 раза меньше промзоновского.
— Каждое предприятие выбрасывает свой букет промышленных отходов в воздух, — поясняет Александр Кукса. — Поэтому показатели могут меняться в зависимости от того, что завод выбросил в воздух в данный момент.
Однако, судя по количеству железа в снегу, можно легко понять, что где-то рядом располагаются производства, занимающиеся изготовлением или переработкой изделий из этого металла.
Говоря о содержании в снегу других металлов, отметим, что в промзоне по сравнению с другими точками много оказалось и марганца (почти в 4 раза больше, чем в снегу в парке), и хрома (почти в 8 раз больше, чем в парке и на дороге). Вместе с тем больше всего цинка было обнаружено в образце снега, собранного в 3-м Павловском переулке. А в промзоне цинка, как ни странно, практически не было выявлено. Превышения же кадмия во всех трех образцах экологи не обнаружили.
По словам специалистов, содержание многих металлов в снегу легко объяснить. Например, почему так много цинка у дороги? Цинковое покрытие используется в автомобилях в качестве защитного слоя от коррозии металла. Кроме того, в машинах бывают и цинковые аккумуляторы. Нефтепродукты также обычно скапливаются именно в снежных сугробах на обочинах трасс и магистралей, где постоянно ездят автомобили. Именно в таком снегу будет повышенное содержание различных масел, смазок, частиц сажи и резины от колес.
Всей этой грязью, которая осела на дорогах и затем превратилась в пыль, мы постоянно дышим. Тут уж ничего полезного для организма ждать, конечно, не приходится.
— Особенно страдают люди с уязвимой дыхательной системой, больные астмой, а также маленькие дети, — поясняет Кукса. — Если у здорового человека реакцией на повышенное содержание пыли в воздухе может быть кашель, то у больного, а также у ребенка, может развиться и аллергическая реакция.
Кстати, согласно результатам исследования цвет снега не всегда говорит о его большей загрязненности.
— На том снегу, который светлее, просто меньше оседает пыли, которая сама по себе довольно заметна на белом, — поясняет Александр Кукса. — Однако о наличии в таком снегу каких-то химических элементов, тяжелых металлов, а также органики, это не говорит.
Так что белый снег сегодня вовсе не является синонимом слова «чистый». Кушать его, конечно, намного приятнее, чем тот, что с оттенком серого, но совсем не безопасно для здоровья. А уж в Москве есть белоснежное «лакомство» не стоит даже в лесопарках.
МЕЖДУ ТЕМ
По данным «Мосэкомониторинга», на территории Москвы имеются участки с загрязнением почв металлами как с чрезвычайно опасной категорией загрязнения, так и с отсутствием загрязнения. К основным загрязнителям почвы относятся цинк, свинец, медь и в меньшей степени никель и кобальт. Большая часть почв столицы относится к слабо и средне загрязненным.
Наиболее загрязненными считаются промышленные и транспортные зоны, средний показатель загрязнения (СПЗ) равен там 123 и 115 соответственно. Наименее загрязнены почвы парков (СПЗ 56). По округам наиболее загрязнены тяжелыми металлами юго-восток (СПЗ 48) и центр города (СПЗ 39) из-за наибольшей плотности техногенной нагрузки, наименее — юго-запад (СПЗ 10), северо-запад (СПЗ 12) и север столицы (СПЗ 14).
Следствием близкого соседства с магистралями является также высокое содержание в почвах нефтепродуктов, в том числе бензапирена. При этом среднее содержание бензапирена в столице превышает предельно допустимые нормы. Наибольшее содержание этого вредного вещества выявлено в Центральном и Северо-Западном округах. По загрязнению нефтепродуктами лидируют север и юго-восток, а также участки вдоль вылетных магистралей.