«С рекламными простынями, которыми регулярно завешиваются фасады зданий в центре города, мы боролись годами, но раньше это не давало никакого результата», - рассказал «МК» активист «Архнадзора» Андрей Новичков. - Ведь все эти конструкции, уродующие истинное лицо столицы, размещались строго по закону».
Теперь же с легкой руки парламентариев «простыням», то есть гигантским тканевым баннерам в длину всего дома, а также мелким вывескам с названиями парикмахерских, кафе и банков придется убираться с исторических фасадов. По новому закону размещать рекламные конструкции всех видов, форм и цветов будет запрещено на постройках, внесенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия. В столице таких зданий насчитывается немногим больше восьми тысяч.
При этом бороться за возрождение лица старой Москвы будут весьма избирательно. Так, новый закон не запрещает вешать зазывные плакаты и прочую наружную рекламу на здания, в которых проходят культурно-просветительские мероприятия и массовые зрелища. Текст и картинки такой рекламы должны недвусмысленно приглашать прохожих посетить спектакль и не рекламировать, к примеру, зубную пасту, которой якобы пользуется исполнитель главной роли. При этом авторы закона решили, что рассказать на баннере о спонсоре мероприятия все-таки можно. Правда, размер такого упоминания должен составлять максимум 10 процентов от всей площади рекламного полотна.
Воплощать в жизнь новые правила планируется постепенно. Как указано в законопроекте, все ранее выданные разрешения на установку рекламных конструкций будут действовать до истечения срока, на который они были выданы. Однако бизнесменам от этого не легче. Многие из них уже предрекают колоссальные убытки: убрать с улицы рекламу значит потерять львиную долю клиентов. Особенно от новых правил пострадают хозяева небольших кафе и магазинчиков, куда люди забегают мимоходом.
Более того, проблемы в реализации положений нового закона уже нашли и градозащитники. По их мнению в законе есть явный пробел, который станет лазейкой для тех, кто не желает расставаться с рекламой и терять прибыль. «Сейчас многие заброшенные старые здания их хозяева завешивают фальшфасадами с имитацией кирпичной стены и арочных окон», - говорит Андрей Новичков, - «Над нарисованным окном появляются якобы художественные вставки: вывески с названиями совершенно реальных современных компаний». При этом новый закон статус таких художеств никак не оговаривает. «Для собственников это отличная лазейка, ведь согласовывать фальшфасад как рекламную конструкцию не нужно», - сетует Новичков.
Кроме того, защитники архитектурной старины признают, что бескровно вернуть Москве ее исторический облик не получится. Обязательно будут так или иначе нарушены права арендаторов старинных особняков. При этом многим из них придется терпеть убытки вторично. Первый раз столкнуться с «рекламной» войной им пришлось после того, как решением Москомархитектуры бизнесменов обязали снять разношерстные таблички и за свой счет заменить их на вывески единого образца. Теперь же им придется заново нанимать бригады рабочих или самим лезть на стремянку, чтобы освобождать фасады даже от красивых по мнению городских чиновников рекламных конструкций.
Однако, как уверяют градозащитники, с точки зрения охраны старины закон абсолютно правильный. «Сейчас идешь по городу и не видишь той Москвы, которую задумывали в свое время величайшие архитекторы», - подытожил Новичков.
Кстати, еще один «антирекламный» документ родился в стенах Минкультуры. Ведомство разработало проект приказа «Об утверждении границы и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Московский Кремль - ансамбль памятников архитектуры XV - XVI, XVII, XVIII, XIX вв.». Как следует из текста документа, на территории самого Кремля, а также ближайших к нему улиц будет запрещено размещение любых рекламных конструкций. Это правило коснется улиц Ильинка, Никольская, а также Манежной площади и Васильевского спуска.