— Владимир Иосифович, вы более двадцати лет руководили строительным комплексом Москвы. Сколько на вашем веку было кризисов и как вы их пережили?
— Трудных ситуаций было много. Особенно непросто было в 90-е годы, когда стройкомплекс фактически остался без бюджетного финансирования. Но, как говорится, кто хочет решить задачу, ищет средства, а кто не хочет — ищет причины. В тот момент правительство города сумело найти решения, позволившие по-крупному развернуть строительство жилья на деньги инвесторов. В результате мы не только сохранили индустриальное домостроение, все домостроительные комбинаты и коллективы, но и смогли нарастить их потенциал.
— Эти механизмы можно было бы использовать в нынешней ситуации?
— Кризис кризису рознь, и первоочередные меры, которые необходимо предпринимать, тоже разные. Но принципы не меняются. Инвестиции в строительство по-прежнему связаны в первую очередь с внутренними резервами, а не внешними. Поэтому главная задача — заставить работать деньги, которые есть внутри страны, в том числе у населения — на депозитах или «в чулках». А для этого нужно предложить людям качественный продукт по приемлемой цене. Разумеется, я прежде всего имею в виду жилье.
— А как вы оцениваете эффективность антикризисного плана, который утвердили городские власти?
— На недавнем заседании правительства Москвы Сергей Собянин подчеркнул, что считает строительный сектор одним из ключевых в экономике города. Антикризисный план содержит предложения по оптимизации сроков платежей, связанных с использованием земельных участков. Это позволит инвесторам более гибко формировать свои планы и снизит нагрузку на застройщиков именно сейчас, когда ставки по кредитам очень высоки. Кроме того, в плане предусмотрены мероприятия по имущественной поддержке бизнеса, уже доказавшие свою эффективность во время предыдущего кризиса 2008–2009 гг.
— Насколько, по вашим оценкам, просядет рынок?
— Задача такая, чтобы рынок пострадал минимально. Те объекты, строительство которых уже начато, обязательно будут завершены. Серьезным подспорьем для застройщиков должна стать Адресная инвестиционная программа до 2018 года. Большая часть заложенных в нее средств будет направлена на строительство объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и метро. По-прежнему продолжится активное строительство объектов социальной сферы и муниципального жилья. Компании, работающие в сегменте малого и среднего бизнеса, получат поддержку в рамках программы капремонта, предусматривающей обновление более 30 тысяч жилых домов.
— Что будет с проектом Парламентского центра в Нижних Мневниках? Нет планов его заморозить до лучших времен?
— Наоборот! Как раз такие крупные проекты помогают пережить кризис. На строительстве в Мневниковской пойме будут заняты около 5 тысяч строителей. Каждый из них даст работу в среднем еще 40 тысячам человек, таким образом, в целом на строительстве Парламентского центра будут заняты 45 тысяч человек. Это солидная поддержка не только для рынка труда, но и смежных отраслей. Не случайно строительство называют локомотивом городской экономики.
— На какой стадии сейчас находится этот проект?
— Самое главное — отведена земля, проведены общественные слушания, на которых население поддержало проект планировки территории, включающей Парламентский центр. Его площадь составит 345 тыс. кв. м, при том что всего в Мневниках планируется построить 2 млн кв. м недвижимости.
Следующая стадия — выбор архитектора и проектной организации. Для этого управление делами президента планирует объявить общероссийский конкурс. Мы рассчитываем, что в этом году будут закончены предпроектные и основные проектные работы, а в начале 2016 года состоится выход на площадку.
— Строительство Парламентского центра должно финансироваться за счет внебюджетных источников. Они уже найдены?
— Управделами президента совместно с Госдумой, Советом Федерации и Минфином подобрали стратегического партнера, который в обмен на инвестиции получит все здания, которые сейчас занимают депутаты и сенаторы.
— Насколько выполнима в нынешних условиях программа по строительству в столице православных храмов, которую вы курируете?
— Эта программа не связана с бюджетным финансированием и полностью зависит от пожертвований. Возможно, размер взносов и их количество несколько уменьшатся, но по-крупному наши планы скорее всего не изменятся. Сегодня храм стал таким же социально значимым объектом, как школа, детский сад или поликлиника: участки под строительство культовых сооружений закладываются еще на стадии проектирования микрорайонов.
В прошлом году название проекта «Программа 200» потеряло свою актуальность, поскольку к 200 московским храмам добавилось порядка 150 на присоединенных землях. Более того, первая церковь в Новой Москве уже построена — это храм иконы Божией Матери «Всецарица» в Щербинке на 500 прихожан. Ведутся работы еще на 9 площадках.
— Сколько всего храмов уже построено?
— Построено 22 капитальных храма, еще 28 находятся в стадии строительства. На всех участках, включенных в программу, устанавливаются временные деревянные часовни, создаются приходы. Их уже 80. Считаю это большим достижением: тем самым решается проблема шаговой доступности храмов, которую поставила перед нами православная общественность. В 2015 году предстоит завершить строительство 20 церквей и приступить к возведению 21.