Памятник Чехову в Люблино оказался "самостроем"

Бюст установили без разрешения, и теперь окружные власти в спешном порядке пытаются его узаконить

Решить, как узаконить необычный «самострой» - бюст писателю Антону Чехову в Люблино — пыталась 10 февраля на заседании городская комиссия по монументальному искусству. Памятник работы скульптора Салавата Щербакова был с помпой открыт летом 2014 года безо всяких на то разрешений. И вот теперь префект ЮВАО Владимир Зотов обратился в комиссию с просьбой придать бюсту статус легитимного… Помимо этого комиссия резко изменила свое мнение в отношении идеи памятника песне «Катюша», которую с гневом отвергла на прошлом заседании. И определилась с окончательным местом памятника журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга, с идеей которого выступил главный редактор «МК», глава Союза Журналистов Москвы Павел Гусев.

Бюст установили без разрешения, и теперь окружные власти в спешном порядке пытаются его узаконить

Как говорится, и небываемое бывает. Комиссия, столько раз возмущавшаяся появлением самовольных памятников в столице, на сей раз искала порой самые фантастические предлоги, чтобы защитить творение скульптора Щербакова. Его произведение члены этого экспертного органа называли на редкость удачным, украшающим сквер в Люблино, который летом 2014 года назвали в честь писателя Антона Чехова. Поблизости, тем временем, уже посажен вишневый сад и открыт музей писателя… «Да и поликлиника там рядом, так что бюст к месту – Чехов ведь был врачом», - заметила депутат МГД, жительница Люблино Людмила Стебенкова.

Из документов следует: с инициативой возведения этого бюста выступили жители района, которых поддержали муниципальные депутаты, а потом и префектура. Однако чиновники побежали впереди паровоза, полностью проигнорировав существующий в городе закон о порядке возведения произведений монументально-декоративного характера. Согласно ему, сначала идею любого памятника должна поддержать соответствующая комиссия, затем – Мосгордума, следом – Правительство Москвы. Столичный Департамент культуры, узнав об инциденте, был искренне возмущен. В присланном в комиссию письме говорится, что бюст установлен без проведения независимой искусствоведческой экспертизы, без рассмотрения на худсовете и пр. Попытки же префектуры его узаконить могут «создать крайне нежелательный прецедент, который может повлечь за собой повторение таких фактов в будущем». Но членов комиссии такой выпад со стороны Депкульта нисколько не смутил. Для Щербакова они решили сделать исключение и собрались даже обратиться к мэру в поддержку его незаконно установленного произведения. Хотя один робкий голос протеста во время заседания все же раздался. «Чем известнее скульптор, тем хладнокровнее он относится к существующему порядку. Нельзя ли сделать Щербакову замечание, что, если такое повторится, его не допустят к последующим конкурсам», - предложила одна дама. Коллеги встретили ее предложение с гневом, заметив, что художники должны творить, а соблюдением законодательства следует озаботиться властям.

Поменяли свое мнение члены комиссии и в отношении памятника песне «Катюша». Если на прошлом заседании они буквально высмеяли эту идею, заявив, что всем песням памятников не наставишь, теперь они продемонстрировали полную благосклонность и предложение поддержали. Напомним, с ним выступила муниципальный депутат района Строгино – «Катюшу» она предлагает поставить на территории Москворецкого парка между улицей Исаковского и аллеей «Дорога жизни».

Целую бурю эмоций у экспертов вызвало предложение установить целую серию садово-парковых скульптур – «Крепостная актриса», «Герои анекдотов советского периода», «Тургеневская девушка», «Тропа сказок», «Природные богатства России» - на территории усадьбы «Останкино». С ним обратилась автор сих скульптур Юлия Майорова. А профинансировать ее произведения вроде как согласился Общественный фонд славянской письменности и культуры. Впрочем, как заявил в ходе заседания представитель Департамента культуры Москвы Сергей Половинкин, исполнительный директор Фонда в телефонной беседе уверил его, что денег у них нет, они поддерживают скульптора лишь духовно. Однако этот аргумент не стал решающим для вынесения по этому делу отрицательного решения. В выражениях члены комиссии не стеснялись, называя представленные им для ознакомления эскизы бездарными и безвкусными. «В усадьбах мирового значения не место такого рода скульптуре. Но, например, в Александровском саду лошади хотя бы талантливо сделаны, а тут ужас какой-то!» - такое начало обсуждению положила одна искусствовед. Коллеги продолжили, что подобного рода скульпторы «примазываются» к разным усадьбам, чтобы себя подать; что эскизы персонажей – уродливые, что это полная самодеятельность. «А делать памятники героям анекдотов – вообще дурновкусие! Нельзя поддерживать эту линию в современной скульптуре», - раздалось в зале. Кстати, в качестве одного из героев советских анекдотов по замыслу скульптора выступал Леонид Брежнев, которого художница изобразила в виде огромной головы. Под конец назвав идею «дурно пахнущей», эксперты поставили в этом вопросе жирную точку.

А вот идею установки памятника журналистам, погибшим при исполнении служебных обязанностей, который предполагается построить за счет средств Союза журналистов Москвы, эксперты поддержали повторно. На сей раз место для памятника было утверждено – Никитский бульвар, вблизи Центрального дома журналистов. Поддержали члены комиссии и предложение о возведении монумента жертвам политических репрессий: после проведения конкурса, памятник должен разместиться на пересечении Садового кольца с проспектом академика Сахарова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26740 от 12 февраля 2015

Заголовок в газете: Кто памятник ему воздвиг без документов?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру