— Мы протестуем против застройки, начатой без каких-либо обсуждений с жителями. Даже если это возможно по закону (правовую сторону сейчас исследуем в срочном порядке), люди возмущены грубым наплевательством на их интересы, — поясняет «МК» представитель недовольных жильцов Даниил Мусатов. — Чиновники и директор гимназии мотивируют необходимость застройки тем, что в учебном заведении не хватает места. Но по сути поляна — единственное открытое пространство в квартале и перекрестье пешеходных путей: люди привыкли ходить через нее к метро, к магазинам, к почте, здесь гуляют мамы с колясками, играют и катаются с горки дети. Сейчас в каждом доме организованы группы активистов. В Интернете постоянно обсуждается ситуация и выкладываются фото и видеоматериалы с места событий, а также срочные оповещения.
Спорная поляна находится в центре квартала в Тропареве-Никулине, ограниченного тремя улицами: Ленинским проспектом, проспектом Вернадского и улицей 26 Бакинских Комиссаров. Как рассказывают противники застройки, еще в 1980 году создатели квартала были удостоены госпремии СССР за удачную планировку инфраструктуры, домов и зеленых зон. Тем не менее на центральную поляну постоянно «покушались»: так, в 1989 году здесь якобы пытались построить многоэтажные дома для сотрудников Совмина; почти через 20 лет (в 2008 году) в поляне увидели хорошее место для нового здания Театра на Юго-Западе и жилой высотки. При этом сами жители Тропарева-Никулина, по их словам, в течение нескольких лет безрезультатно добивались у властей превращения поляны в полноценный зеленый сквер — зону отдыха с большой детской площадкой, аккуратными тротуарными дорожками, клумбами, кустарниками и деревьями.
«В 2013-м участок с поляной даже официально включили в программу создания 10 пешеходных зон в Западном округе Москвы, — рассказывает защитник поляны Александр Пищальников. — Провели тендеры на проектирование и реализацию проекта; мы помогли привлечь лучших российских экспертов по вопросам городского планирования, ландшафтного дизайна. Проект уже проходил согласования в инстанциях, но неожиданно выяснилось, что Департамент образования принял решение о строительстве пристройки к гимназии 1543 примерно в то же время, когда участок попал в окружной план по благоустройству, и его из проекта исключили».
Кажется, жильцы до последнего не верили, что их поляна станет местом застройки, а когда в разгар новогодних каникул на площадке объявилась строительная техника, забили тревогу.
— 4 января, в выходной, на нашу поляну выгрузили бетонные блоки, металлические секции забора, туалеты, — вспоминает хронологию событий Даниил. — На следующий день высыпали самосвал песка, перегородив проход к магазину, почте, аптеке. Завезли строительную бытовку и начали возводить забор из бетонных блоков. При этом никакого информационного щита, который бы объяснял населению, что планируется строить, кто застройщик и в какие сроки будет закончено строительство, не было. Жители вызвали наряд полиции, прибыл представитель управы, и работы велели не проводить до выяснения всех обстоятельств... Щит привезли только 15 января, но номер разрешения на строительство там так и не указан. 18 января рано утром появилась вторая бытовка, и несколько бетонных блоков выстроили в цепочку. Масштабных строительных работ пока не производится, но идет подготовка к ним.
По словам Мусатова, жильцы организовали круглосуточное наблюдение за поляной и направили обращения о приостановлении строительства во всевозможные инстанции, но по закону на ответ гражданам отводится 30 дней.
— Нельзя решать вопросы строительства, пусть даже и ради благих целей, но за счет ущемления интересов жителей и сокращения городских зеленых насаждений, — резюмирует Мусатов. — Почему в одном месте власти прислушиваются к урбанистам и социологам и создают общественные пространства и при этом ликвидируют такое же пространство у нас?!
«Пристройку к гимназии можно разместить более компактно, не занимая всю поляну, — убежден Пищальников. — Аналогичный пример есть совсем рядом, на территории немецкого дипломатического городка».
Кроме того, протестующие утверждают, что значительная часть учеников местных учебных заведений не живут в их микрорайоне. Детей привозят и забирают с занятий родители на личных автомобилях, из-за чего в центре жилого квартала возникают пробки. А если построят новое здание и число школьников увеличится, то микрорайон вообще встанет.
В свою очередь, в казенном предприятии «Управление гражданского строительства» (КП «УГС»), отвечающем за работы на объекте, возмущение москвичей кажется необоснованным:
— Если жильцам была так важна эта поляна, почему за 40 лет там не появилось ни нормальной дорожки, ни хоть одной скамейки, ни деревьев? — говорит начальник управления подготовки строительства соцобъектов КП «УГС» Илья Бартенев. — Мне говорят: «Нам так нравится!» Лишь в последний момент всколыхнулись, посадили какие-то саженцы. Многие использовали пустырь просто для выгула собак. А здесь речь идет о гимназии, которая входит в десятку лучших школ Москвы и 25 лучших школ России! Гордиться надо таким учебным заведением. Когда мы все сделаем, тут будет и хорошая спортивная площадка, и мощеная дорожка, и зелень, и лавочки. В целом местные жители только выиграют, тем более с 2012 года Департамент образования сделал открытым доступ на территорию школ для прогулок и занятий спортом. Конечно, хозяевам собак придется искать другое место, но нужны какие-то компромиссы.
Почему обо всех этих намерениях москвичей не известили заранее и не обсудили с ними? В КП «УГС» все это объяснили ссылкой на закон: по Градостроительному кодексу правительство столицы может само, без публичных слушаний, решать судьбу т.н. резервных территорий, которые не относятся к домовладению. В данном случае поляна входит в состав как раз таких резервных земель. («Это информация Управления градостроительного регулирования ЗАО Москомархитектуры», — уточнил Бартенев.)
21 января для недовольных жителей все-таки провели разъясняющую встречу в управе. «Именно мы настояли перед управой и префектурой (органами исполнительной власти, которые согласуют конкретное место под новое строительство и должны своевременно информировать граждан) о необходимости встречи, — говорит Бартенев. — Так что обвинять КП «УГС» в «рейдерском захвате» безосновательно».
Формально строителями и властями вроде бы все соблюдено, однако проблема в том, что разговаривать и активно объяснять свою позицию москвичам они начали тогда, когда дело дошло до уличных противостояний. И когда говорят, что решение по гимназии было предусмотрено Адресной инвестиционной программой Москвы (АИП) еще около двух лет назад и вывешено в Сети, — согласитесь, мало кто из обычных горожан изучает в Интернете городские АИПы и вообще слышал о подобной аббревиатуре. Так что этот конфликт не первый и, похоже, не последний.