Год назад 46-летняя Любовь Анатольевна из-за скользкой дороги едва не угодила под трамвай на пересечении Ломоносовского и проспекта Вернадского. Движение здесь сложное, но многие пешеходы, чтобы побыстрее проскочить через два светофора, несутся сломя голову. Родионова, как человек энергичный, тоже не медлила. Зимой в гололед жительница столицы обычно с легкостью преодолевала опасное место, причем каждый день, направляясь из дома в магазин или на работу и обратно. При этом она не раз видела, как кто-нибудь из прохожих на подходе к трамвайным путям скользит на тротуаре, и некоторым не удается удержаться на своих двоих. Однажды Любовь Анатольевна тоже поскользнулась на этом участке и упала. В результате — тройной перелом ноги.
— Вы знаете, в прошлом году в январе были дни, когда стояла оттепель, а потом резко ударил мороз, — вспоминает Родионова. — Там, где я шла, на асфальте образовалась ледяная корка, да еще с буграми. У меня обе ноги поехали по этому катку, я падала, как в замедленной съемке, покатилась прямо к путям, а там трамвай идет. Спасибо, мужчина и еще две женщины подбежали ко мне, привстать помогли, «скорую» вызвали.
Дальше, понятно, путь Любови Анатольевны лежал в травматологическое отделение районной больницы.
Потратив немало денег на услуги врачей и всевозможные лекарства, женщина решила судиться с организацией, которая не уследила за состоянием злополучного участка. Она написала заявление в Гагаринский суд столицы, указав сумму компенсации за лечение — 250 тысяч рублей. Ответчиком призвали ГКУ Москвы «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮЗАО». Процесс завершился в пользу истицы, хотя выиграть удалось лишь 100 с небольшим тысяч — не хватило справок и квитков.
Став экспертом в вопросах борьбы за возмещение вреда здоровью, Любовь Анатольевна решила через «МК» дать советы тем пешеходам, кто имел несчастье оказаться в той же ситуации, что и она.
1. По идее, готовиться к процессу нужно уже в момент происшествия. Да-да, как бы абсурдно это ни звучало. Казалось бы, о каком суде может идти речь, когда человек лежит на земле, корчась от боли. Ему в этот момент не до мыслей о бумажной волоките. Тем не менее стоит сразу взять контактный телефон прохожих или знакомых — всех, кто оказался рядом в момент происшествия. Если потом надумаете судиться, они могут на слушаниях подтвердить ваши слова. Если есть возможность, нужно обязательно сделать фото- или видеосъемку места происшествия.
2. В больнице или травмпункте следует собирать все справки и заключения. Требуйте, чтобы врач записал в амбулаторной карте или других медицинских документах рекомендованные пациенту процедуры, а также приложил рентгеновский снимок и не забыл указать все необходимые для лечения лекарства и медсредства. У судьи должно быть документальное подтверждение того, что истцу действительно требовались медицинские услуги и препараты.
3. Сохраняйте аптечные чеки — это еще одно незаменимое доказательство затрат. Кстати, можно сохранить и транспортные билеты. На дорогу в суд и к медработникам может уйти немалая сумма.
4. Что касается искового заявления, то лучше, если его составит юрист или адвокат. Оплату за услуги правозащитника можно будет взыскать с ответчика, указав сумму в иске. Кстати, расходы на юридические услуги и другие траты (например почтовые) оплачивает проигравшая сторона.
5. Самым тяжелым в деле правдоискателя может оказаться... поиск ответчика. Суд, что вполне логично, потребует указать в иске конкретную организацию — собственника той территории, где произошло ЧП. Узнать собственника можно в Росреестре.
Кроме того, служитель Фемиды может потребовать четкую схему того места, где произошел несчастный случай. Готовьтесь к тому, что суд захочет получить самые неожиданные для вас доказательства. Например, снимок со спутника или прогноз погоды в злополучный день. В любом случае компенсировать потраченные деньги вполне реально. Главное, запастись терпением и доказательствами.
МОЖНО ЛИ ПОЛУЧИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ МИРНЫМ ПУТЕМ?
Комментарий юриста Александра СУСЛОВА:
— Я думаю, шанс мирным путем в досудебном порядке решить аналогичный вопрос составляет не более 10% — и эта статистика будет справедлива для любой организации ЖКХ России. Но досудебный порядок по таким делам не обязателен, поэтому за защитой своих прав можно сразу обращаться в суд. При этом, насколько мне известно, почти в 80% уже вынесенных судебных решений по аналогичным делам суды вставали на сторону истца и присуждали компенсацию в его пользу.
Дарья Захарова
УБОРКА УЛИЦ: ЧЕМ НЕДОВОЛЬНЫ МОСКВИЧИ
Как показывает статистика портала «Наш город», больше всего жалоб собирают неубранные дворовые территории — 5213 обращений: жители жалуются на гололед с сосульками (1582 обращения за январь), чрезмерное использование реагентов (соль сыплют на дороги без всякой нормы и правил — 82 обращения) и снежные кучи с реагентами на газонах и обочинах дорог. Свои обращения жители подкрепляют фотографиями обледеневших улиц и тротуаров, заваленных снегом парковок и обочин, утопающих в снежной жиже тротуаров. География снимков достоверно свидетельствует о том, что плохая уборка льда и снега — общегородской бич и поскользнуться или утонуть в сугробе можно как в парадном переулке центра, так и в районах у МКАДа.
«Весь зимний период не убирается дорожка возле дома 4 на улице Обручева, — пишет, например, жительница ЮЗАО. — По ней с трудом можно пройти к детским учреждениям. Наши школьники тоже вынуждены пробираться через сугробы — другого пути нет»; «Не убирают снег у парковочного кармана, расположенного в торце дома, наоборот — сгребают туда сугробы при уборке дороги, выехать и заехать — настоящая проблема!»; «Не чистят парковочные места на улице Снежная. После первой жалобы приехали и убрали, но 24-го снег выпал снова. Сегодня 29-е, а сугробы всё не убраны. Машины буксуют! При выезде есть риск потерять управление и задеть рядом припаркованный автомобиль!»; «С самого начала снегопадов не убирается обочина дороги вдоль всего дома №5 по Карельскому бульвару, — пишет жительница САО, — дорогу невозможно перейти, не утонув в грязной жиже по колено. Не чистятся и пять дорожек напротив магазина «Пятерочка».
Еще одна распространенная жалоба — гололед. Причем в Москве это явление, как показывает практика, имеет всесезонный характер: на иных улицах ледяная корка исчезает только с приходом весны! «Возле дома 1/1 по Каширскому проезду не убирается лед. Снег сгребают трактором, а наледь на дороге остается. Обойти ее невозможно, люди падают и ломают руки и ноги»; «У входа в подъезд нашего дома (улица Двинцев, 4) постоянно образуется гололед, который не отбивают, а просто засыпают реагентами. К подъезду невозможно подойти — очень скользко и, соответственно, очень трудно выйти. В доме проживает много пожилых людей, маленьких детей, которым и без того трудно передвигаться в зимний период».
В центре города к гололеду и снежной жиже на тротуарах традиционно добавляется наледь и сосульки на крышах. Коммунальщики огораживают тротуары аварийными «ленточками», в результате пешеходам волей-неволей приходится идти не по очищенным дорожкам, а месить снежную жижу по обочинам проезжей части, рискуя попасть под колеса автомобилей. «Лед и снег перед углами домов 2 и 6 по Дмитровскому переулку не убираются вообще никогда, — пишет жительница ЦАО, — остаются до естественного таяния наледи весной». Часто москвичи беспокоятся не только о собственном здоровье, но и хлопочут за зеленые насаждения, о которых дворники зимой, как правило, напрочь забывают: «Осенью были высажены новые кустарники и деревья, а дворники кидают грязный снег прямо на эти новые посадки, на озелененную территорию вдоль детской площадки. Основная масса снега не вывозится и остается на газонах до весны»; «Прошу выяснить, кто несет ответственность за то, что снег с реагентами складируется на газонах — так происходит по всему Хорошевскому району», — пишет жительница дома 70 по Хорошевскому шоссе.
Татьяна Чередникова