Чиновник напомнил журналистам предысторию вопроса. Два года назад представители столичной мэрии побывали с официальным визитом в Пекине и Шанхае. Ознакомившись с опытом соседей, Сергей Собянин поставил задачу создать в Москве Центр градостроительного развития, где жители и гости могли бы видеть, что происходит в городе и какие перспективы их ждут. Основной большой павильон должны обустроить на территории ВДНХ, а для оперативного штаба выбрали здание на Брестской, издавна «намоленное» проектными институтами: НИиПИ Генплана и Москомархитектурой. Именно в этом здании в 1980-х был создан первый деревянный макет центральной части города, которым активно пользовались архитекторы и градостроители. В качестве нового активного рабочего инструмента власти предложили создать карту.
— Это самый крупный напольный лайтбокс (световой короб, подсвечивающаяся карта. — И.П.) в мире, — заметил Хуснуллин. — На карте можно увидеть любой строящийся дом, любую дорогу, вплоть до всех пешеходных переходов. Это нужно для принятия градостроительных решений, ознакомления жителей города при проведении публичных слушаний, например, по крупным транспортным узлам. Одно дело — убеждать на словах, совсем другое — все показать: не кусок дороги, а целиком — где идет, в каком направлении, как связана с метро, железнодорожными путями. Любую знаковую территорию, объект мы можем увидеть в их нынешнем виде, и объемную 3D-модель планируемых изменений. Это важный шаг вперед.
По его словам, во всем мире подобные центры градостроительного развития (в Лондоне, Нью-Йорке, Сингапуре и пр.) открыты для свободного посещения жителями и туристами и даже могут поспорить по уровню популярности с ватиканскими музеями. Ежегодные потоки гостей в Пекине составляют 4–5 млн человек. На Брестской также открыли выставочный зал, поэтому проблем у желающих познакомиться с новой картой быть не должно.
Карта занимает почти весь пол огромного зала на первом этаже. С первого взгляда особого впечатления может и не произвести: если не считать, сколько на ней всего уместилось и сколько материала потрачено. Например, стеклянные плиты выдерживают нагрузку 500 кг на квадратный метр, так что по ним безопасно прогуляться. Но интерактивность карты заключается, конечно, не в этом. Панель управления позволяет «подсветить» интересующие объекты (реки, парки, дороги), найти по адресу свой дом. А если возникнут вопросы, на них ответит дежурный специалист.
Для демонстрации возможностей лайтбокса заммэра пригласили подняться на смотровой балкон. И тут началось самое интересное. Свет в помещении погас, на полу появилась паутинка из линий электропередачи — точь-в-точь как вид на ночную Москву из иллюминатора самолета. Потом внутреннюю подсветку сменили шесть кинопроекторов, и карта превратилась в мультимедийный экран: замелькали линии метро; детские лошадки, символизирующие новые садики; наконец, развернутые графические презентации о строительстве и реконструкции в московских районах.
Как уточнил глава департамента градостроительства Сергей Левкин, пока карта запущена в пилотном режиме, так что ее информационная база будет постоянно пополняться, а возможности — расширяться.