В декабре 2015 года планируется открыть 14 станций: «Пресня», «Москва-Сити», «Кутузово», «Лужники», «Площадь Гагарина», «Дубровка», «Рязанская», «Лефортово», «Черкизово», «Ботаническая», «Окружная», «Владыкино», «Глебово» и «Хорошёво». Однако, со временем их количество планируется увеличить до 31; станция согласно проекту должна появиться даже на территории Национального парка «Лосиный остров». Каждая из остановок «городских электричек» будет представлять из себя полноценный ТПУ в 3-4 уровня, по сути являющийся «мини-вокзалом».
- На первых уровнях ТПУ разместятся переходы для пассажиров как с личного, так и с общественного транспорта, и с метро, - говорит Владимир Копейченко, заместитель начальника столичной Дирекции капитальной реконструкции и строительства РЖД, - кроме того, там будут туалеты. Следующий уровень отводится под пассажирскую платформу «городских электричек», а выше нее, на последнем «этаже» разместятся комфортабельные залы ожидания с кафе. Впрочем, долго там задерживаться пассажирам не придется: согласно нашим расчетам, интервал движения между поездами составит в среднем 6 минут.
Разработчики проекта подчеркивают, что он не будет дублером кольцевой линии метро — его функции куда больше. Поэтому и поезда на нем будут не такие, как в столичном «сабвее»: по своему типу они будут куда ближе к электричкам, но комфортным и современным. В ближайшее время будет объявлен тендер для поставщиков составов. Источник в ведомстве сообщил, что, вероятнее всего, в тендере примут участие поезда «Ласточка». Эти составы уже используются в Сочи, куда были поставлены к зимней Олимпиаде; они состоят из 5 вагонов, развивают скорость до 160 км/ч и вмещают в общей сложности 443 пассажира. Конкуренцию им составят поезда «Иволга», разрабатываемые, в отличие от немецкой «Ласточки», на одном из отечественных предприятий. Состав «Иволги» из 5 вагонов может вместить 1600 человек и может развивать скорость в 120-160 км/ч. Вероятно, за право поставлять поезда поборются и другие участники, но, в любом случае, поставляемые ими составы должны быть комфортными — с кондиционерами, туалетами, и приспособленные для маломобильных горожан.
- Согласно конкурсному заданию первоначально поставят 33 состава, состоящие из 5 вагонов каждый, - говорит Максим Шнейдер, заместитель начальника Департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки», - однако, платформы, которые мы проектируем, рассчитаны на 7 вагонов. Более того — у каждой из них есть возможность расширения до 264 метров; такая длина позволяет останавливаться практически любым поездам, состоящим уже из 10 вагонов. На на такое расширение мы пойдем в том случае, если дорогой будет пользоваться большое количество горожан. Проще говоря, они сами определят, какой длины будут «городские электрички».
Что касается тарифов на проезд, то, вероятнее всего, они не будут отличаться от тех, что уже действуют для проезда на столичном общественном транспорте:
Сейчас этот вопрос прорабатывается с чиновниками, - говорит Владимир Копейченко, - однако, я думаю, что на 99% на поездах МКЖД будут действовать те же единые проездные, что и на остальном городском транспорте. Только таким путем можно добиться интеграции «городских электричек» в транспортную систему города; в противном случае они не будут пользоваться успехом среди пассажиров.
Впрочем, «МК» устами специалистов уже неоднократно высказывал сомнения относительно оправданности этого проекта. Ведь многие станции не привязаны к станциям метро, находятся в малопосещаемых районах... Очень возможно, что МКЖД постигнет участь монорельсовой дороги на северо-востоке Москвы, которая так и не стала популярной у горожан.