Однако, как показывает практика, многие предприниматели, будучи убежденными в коррумпированности системы госзаказа, вместе с тем совсем не разбираются в процедурах госзакупок и никогда не пробовали принять в них участие. Побороться со стереотипами, а заодно провести ликбез для представителей малого бизнеса решили столичные власти.
Курс бесплатных практических занятий под названием «Виртуозы госзакупок» запустили Единый центр госзаказа Москвы и Тендерный комитет столицы. Учитывая, что законодательство в сфере госзакупок — это и впрямь не таблица умножения, а достаточно запутанная для новичка история (к тому же ФЗ №44 о контрактной системе начал работу лишь с этого года, и в ГД продолжают регулярно вносить поправки в нормативную базу), сами организаторы называют свои новые курсы «интенсивным тренингом». Представители малого бизнеса должны всего за месяц изучить самые популярные схемы госзакупок и при этом лично (при поддержке специалистов) пройти через все этапы торгов вплоть до объявления результатов.
— Стать настоящими «виртуозами госзакупок» — трудоемкий процесс, — согласна руководитель Единого центра госзаказа ГБУ «Малый бизнес Москвы» Ульяна Логвинова. — Предпринимателям надо вникнуть в новый закон, понять его действие на практике. Поэтому мы сразу предупреждаем: недостаточно просто прослушать какой-то курс. У нас участники тренируются: как искать интересующую их закупку; как анализировать документы заказчика (не только техзадание, но и контракт); как составлять заявку; как отстаивать свои права в контролирующих органах. Например, как написать жалобу в Антимонопольную службу. Мы обязательно даем домашние задания.
Как это работает?
Одна из возможностей поучаствовать в горзаказе — сделать это через портал поставщиков www.market.zakupki.mos.ru. Ресурс презентовали московские власти в 2013 году и сейчас называют его «витриной городского заказа». На такой «витрине» компании и ИП могут сами поместить информацию о тех товарах и услугах, которые хотят продать городу. Сайт уже объединил более 28 тысяч поставщиков и более 8000 государственных заказчиков Москвы, а число контрактов достигло почти 450 тысяч, на общую сумму в миллиарды рублей. По словам Логвиновой, портал действительно получился очень наглядным, интуитивно понятным, вдобавок с видеоинструкциями для предпринимателей. Собственно, поэтому в рамках курса «виртуозов» на нем не останавливаются дополнительно. Единственное, что стоит уточнить: портал ориентируется на закупки малого объема (до 400 тысяч рублей) у единственного поставщика. При такой схеме заказчик может сравнить цены ряда компаний и выбрать, что ему больше подходит, но ему не обязательно изучать весь список доступных вариантов, включая ваш. Традиционно такие закупки относят к неконкурентным способам.
Что касается «Виртуозов закупок», они выстроены вокруг самых популярных конкурентных форм размещения заказа: запроса котировок, открытого конкурса и электронного аукциона. В этих случаях сумма итогового контракта не имеет ограничений по цене (за исключением запроса котировок с планкой до 500 тыс. руб.), а заказчик обязан рассмотреть предложение каждого из участников конкурсной закупки. В качестве единой поисковой площадки на курсах используют официальный сайт РФ, где собраны все госзакупки страны, — www.zakupki.gov.ru.
— Это возможность вывести бизнес на новый уровень, — поясняет Ульяна Логвинова. — Мы пошагово разъясняем все три способа. Наиболее простой — запрос котировок, он не требует ни электронной подписи, ни аккредитации на электронной площадке. Побеждает тот, кто предложил самую низкую цену и чья заявка соответствует установленным требованиям. Заявку можно отвезти в запечатанном конверте заказчику и потом приехать, когда конверты будут вскрывать, подписать протокол. Самый трудоемкий способ — открытый конкурс: здесь одна только заявка может достигать одной-двух тысяч листов, нужно подтверждать опыт выполнения аналогичных контрактов. Кроме того, требуется обеспечение заявки и исполнения контракта в виде залога денежных средств или банковской гарантии. Это нередко отпугивает компании малого и среднего бизнеса, так как они не готовы «заморозить» свои оборотные средства. Так что к участию в семинарах мы также привлекаем Московский фонд содействия кредитованию, который помогает предпринимателям не изымать из оборота крупные суммы, а получить банковские гарантии под поручительство самого фонда.
Испытать на себе
Первый набор слушателей прошел в ноябре (сейчас на сайте ГБУ «МБМ» www.mbm.ru идет запись на 2015 год). До начала занятий предпринимателей объединяют в несколько групп по профилю компаний (например, типографские услуги, поставка продуктов питания, организация праздников и др.), затем в каждой группе выбирают интересный для них конкурс и начинают все вместе готовиться под руководством наставников. В зависимости от отрасли бизнесменам рассказывают, какие подводные камни могут встретиться на их пути, вроде указания лишних ГОСТов и дополнительных допусков у строителей. По крайней мере, ноябрьским студентам удалось пройти первые испытания успешно — все их заявки были приняты, и это, считают в Едином центре госзаказа, должно убедить малый бизнес: несмотря на известные издержки, госзакупки — рабочий инструмент, и конкурс можно выиграть.
— Сам по себе госзаказ — это все-таки несложно, так же, как несложно (несмотря на все страшилки) зарегистрировать предприятие, — подчеркивает в свою очередь заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев. — Гораздо важнее — уметь вести бизнес или выполнить свои обязательства по заключенному контракту. Здесь вы действительно рискуете и деньгами, и репутацией.