— В этом году пробки начинаются гораздо раньше традиционного предновогоднего ажиотажа, — говорит директор сервисного центра группы компаний «Аркан» Аркадий Шматов. — Связано это с актуальной экономической ситуацией: сейчас люди пытаются максимально избавиться от рублей и активно скупают все, начиная от ювелирных украшений и заканчивая машинами.
— Нестабильный курс валюты, постоянно растущие цены заставляют горожан заняться вопросом покупки подарков уже сегодня, хотя до праздника остается еще полмесяца, — констатирует начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин. — Необходимо учитывать и наплыв туристов, которые не только стремятся посмотреть город, но и совершить выгодные покупки. Это я могу отметить и по грузопотоку из интернет-магазинов, который возрос в разы.
Казалось бы, большое количество платных парковок и запрет на бесплатный «отстой» должны отпугнуть автомобилистов от поездок в центр города. Однако это не совсем так.
Машинам с иногородними номерами парконы страшны гораздо меньше, чем москвичам. Причем чем дальше от столицы находится регион, где зарегистрировано авто, тем меньше вероятность быть оштрафованным.
Водители подметили, а менеджеры автосалона подтвердили: если автомобилист «хапнул» штраф в другом регионе, вероятность, что ему придет «письмо счастья», ничтожна. Дело в том, что отправка извещения зачастую обходится дороже, чем получение штрафа. Поэтому, например, тамбовские или воронежские водители не особо рискуют, бросая машину в неположенном месте. Автомобилистам же из государств СНГ и подавно не стоит беспокоиться. Ну а если учесть, что места платной парковки в праздничные дни по решению городских властей будут бесплатными, в притоке автомобилей можно даже не сомневаться.
Стоит принять во внимание и погодные условия: «Снег, как обычно, выпал внезапно, кто-то не успел сменить резину на зимнюю, уборка улиц не сильно улучшилась, а та, что проводится, зачастую осуществляется так, что лишь усугубляет дорожную ситуацию в городе. Настоящие пробки Москву только еще ожидают в ближайшие две недели», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
По статистике Яндекс.Пробок декабрь и так традиционно является самым сложным месяцем для московских автомобилистов. За 2–3 недели до Нового года загруженность дорог повышается относительно уровня ноября примерно на 1 балл. Проехать по городу становится сложнее на протяжении всего дня. В вечерний час пик нередко можно увидеть 9 баллов. Причиной тому предновогодний ажиотаж: люди ездят по магазинам и стремятся доделать последние дела до Нового года. В результате на дороги выезжает больше машин, а значит, растут и пробки. Если в этот период еще и пойдет дождь или снег, то город может встать в десятибалльных пробках, как это было, например, 10 и 13 декабря 2013 года. Причем даже небольших осадков достаточно, чтобы и без того перегруженный город окончательно встал.
Обычно в последние дни декабря не наблюдается выраженного утреннего часа пик. Пробки постепенно растут в течение дня и уже к 16–17 часам достигают пика и затем идут на спад. «За последние пять лет 29 декабря загруженность дорог достигала не больше 7 баллов, 30 декабря — 6 баллов, а 31-го — трех», — говорит аналитик Леонид Медников.
О том счастливом времени стоит забыть. Пробки, по мнению специалистов, будут продолжаться и в январские праздничные дни: большая часть людей остается дома, вместо того чтобы ехать за границу. По данным Ассоциации туроператоров России, в этом году новогодние продажи стартовали заметно позже. Еще пару-тройку лет назад найти приличную путевку за приемлемые деньги на январские каникулы было невозможно уже в ноябре. Нынче же в ноябре еле-еле начались продажи туров. И идут они, мягко говоря, без особого успеха.
Какие меры власти Москвы могли бы предпринять для улучшения транспортной ситуации в столице?
— Москве нужен единый проект скоростного общественного и личного транспорта, чтобы жители могли передвигаться по территории московского региона от Третьего кольца до ЦКАД по скоростным дорогам. В таком случае большее количество торговых центров и районов города будут доступны для посещения, и нагрузка на территорию будет равномерно распределена, — считает руководитель архитектурно-градостроительного бюро «Яузапроект» Илья Заливухин. — Я бы рекомендовал строить новые дороги, а реконструкцию отложить.
— Что касается текущей предновогодней ситуации, то, возможно, стоит либо быстро закончить, либо на время прервать проведение всех видов работ на дорогах столицы, за исключением аварийных, — подытоживает Дмитрий Баранов. — Все обслуживание дорог, включая уборку, по возможности нужно проводить в ночное время. А эвакуаторы могли бы перемещать лишь автомобили, которые мешают проезду общественного транспорта, а прочие машины не забирать.