Работа Церетели оказалась маленькой для Москвы

Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме отправила ее на экспертизу

Заседания комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме сами по себе — художественное творчество. Эскизы памятников и скульптур, которые разные люди и организации предлагают поставить на улицах Москвы, там не главное. Главное — это реплики, которые члены комиссии отпускают по поводу памятников. Вот и на своем последнем заседании они прошлись по творчеству Церетели, раскритиковали памятный знак «Оборона Севастополя» и выразили недоумение памятнику песне «Катюша».

Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме отправила ее на экспертизу
Скульптор Франгулян с макетом памятника Шостаковичу.

Если бюджетных денег на памятник нет, но амбиции скульптора велики, проще всего его подарить. Этот путь уже освоили некоторые художники. Тем временем еще несколько лет назад, когда в городе впервые столкнулись с потоком даров от «меценатов», в закон приняли поправки, по которым все подарки должны проходить строгую экспертизу. При этом комиссии дали полное право их не принимать.

Но, видимо, эксперты об этом запамятовали. Как заявил в начале заседания комиссии ее председатель Лев Лавренов, подарки хошь не хошь, а комиссия принимать обязана. Так что судьба очередного произведения Зураба Церетели была, считай, предрешена.

На сей раз скульптор решил увековечить память 7-й (Бауманской) дивизии народного ополчения. Точнее, как следует из документов, Церетели всего лишь откликнулся на просьбу главы муниципального округа Басманный и местного Совета ветеранов и «благотворительно разработал эскиз памятника» (а его оригинал готово оплатить «Союз «Метроспецстрой»). Скульптор изобразил мать погибшего ополченца, которая предположительно должна смотреть на Елоховскую церковь.

Полученный макет общественность района одобрила. А вот члены комиссии как могли сопротивлялись. Первый вопрос, который был задан экспертами главе муниципального округа Басманный г-ну Аничкину, звучал коротко: «Размер?!» Оказалось, по церетелевским меркам он весьма скромный — всего-то 3 метра высоты (правда, без учета постамента). «Не надо нам тут городить Богородицу. На войну шли в основном атеисты», — прокомментировал эскиз скульптуры-матери, и вправду напоминавшей святую, эксперт Казанский. «Складывается впечатление, что у скульптора было что-то припасено заранее. Вот он при случае это и отдал. Не по-христиански это», — вставила еще одна дама из комиссии. «Вся эта композиция напоминает надмогильный памятник. Даже памятничек», — совсем уж откровенно выразился эксперт Матюшин. «А мне бы хотелось упростить эту женщину. Так платочки не носили. Вот только грудь можно оставить — размер нормальный», — подлил масла в огонь глава комиссии по культуре Мосгордумы Евгений Герасимов.

Неожиданно выяснилось, что на экспертизу в Департамент культуры это произведение еще никто не отдавал. Члены комиссии вздохнули с облегчением: вот пусть сначала состоится экспертиза, автор учтет все ее замечания, а потом и поговорим. Но все же идею поддержали — дар все-таки...

Немало споров вызвал и еще один дар городу, на сей раз работы скульптора Франгуляна, — памятник композитору Шостаковичу на террасе Международного Дома музыки. Его готов оплатить Международный благотворительный фонд им. Чайковского. Вопрос обсуждался уже второй раз (в первый членов комиссии смутило предполагаемое место установки). Однако теперь Франгулян лично предстал перед комиссией с мини-макетом памятника в руках, поведав, что мачта под него уже установлена, а сама сидячая скульптура придаст композиции Дома музыки «дополнительный эмоциональный элемент». Под напором творца члены комиссии не выдержали и памятник одобрили.

А вот композиции «Оборона Севастополя» не повезло. Эксперты решили, что надо бы ее осовременить. Кроме того, член комиссии Морозов отметил, что, если убрать табличку «Оборона Севастополя» и повесить вместо нее «Оборона Мурманска» или «Оборона Туапсе», ничего не изменится.

Идею увековечить память... песни «Катюша» эксперты поначалу даже не хотели рассматривать по формальному признаку: источник финансирования не назывался. И все же не удержались от колкостей: «Катюшу поставить на постамент? Или на берег реки?», «Тогда и смуглянке-молдаванке надо памятник ставить, и Кольке с Малой Бронной». В итоге члены комиссии напомнили друг другу, что когда-то приняли решение не одобрять памятники литературным героям и героям песен.

Не поддержали они и предложение об установке памятника всенародно любимому артисту Анатолию Папанову на Спиридоновке. «Дело даже не в финансировании, — вскипел эксперт Казанский. — Просто есть еще много артистов, Николай Крючков например. Величайших актеров много». В итоге эксперты пришли к выводу, что «надо положить запрет на такого рода идеи».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру