Как сообщил «МК» источник, близкий к следствию, специалисты недавно завершили комплексную, железнодорожно-техническую экспертизу катастрофы на Арбатско-Покровской линии метро, унесшей жизни 24 человек. Эксперты пришли к выводу, что события в роковой день развивались следующим образом: один из остряков (подвижных участков рельсов) стрелочного перевода был закреплен проволокой. По переводу с самого утра ходили поезда, создавая мощную вибрацию. В какой-то момент проволока не выдержала и оторвалась, из-за чего остряк прижался к рельсу. В результате в 08:39 утра левые колеса первого вагона проходившего состава фактически начали двигаться в тупик, тогда как правые продолжили движение прямо. В результате поезд сошел с рельсов и влетел в бетонное ограждение, разделяющее основной тоннель и тупик, после чего вагоны стали налетать друг на друга и складываться «гармошкой».
Таким образом, данные комплексной экспертизы, фактически, указывают на то, что вина за аварию лежит на работниках, примотавших стрелочный перевод проволокой; если бы стрелка была закреплена более надежно, катастрофы удалось бы избежать. Однако, по мнению Сергея Князькина, адвоката находящегося под следствием дорожного мастера службы пути московского метро Валерия Башкатова, результаты экспертизы, сделанной по заказу СК РФ, не объективны. В частности, в них не учтены выводы независимого исследования, проведенного ранее специалистами Московского государственного университета путей сообщения (МГУПС). Согласно ему, причиной аварии могла стать отвалившаяся от поезда деталь, оставившая сколы на бетоне и следы на рельсах, и «сдвинувшая» остряк стрелки, что и привело к аварии. По словам Сергея Князькина, защита обвиняемых в аварии «стрелочников» - Валерия Башкатова и его помощника Юрия Гордова — намерена вскоре добиваться новой или дополнительной экспертизы, которая учитывала бы итоги всех проведенных ранее исследований.
Еще одна версия ЧП в метро: "Катастрофа в метро: поезд мог потерпеть крушение из-за редуктора"