Нелегальные мигранты ищут новые уловки, чтобы остаться в Москве

Они встают на учет, но работают по другой специальности

Волнения в Бирюлеве, громкое происшествие на Матвеевском рынке, беженцы с Украины — это только самые масштабные проблемы последних двух лет, которыми занимается столичная миграционная служба. С нее у москвичей особый спрос — ведь гости, званые и незваные, были и остаются лидерами в списке вопросов, более всего волнующих горожан. Как изменилась ситуация с мигрантами в столичном регионе, «МК» рассказала начальник Управления федеральной миграционной службы по Москве Ольга Евгеньевна КИРИЛЛОВА.

Они встают на учет, но работают по другой специальности

тестовый баннер под заглавное изображение

— Меньше или больше стало мигрантов на территории столицы?

— Ситуация в городе отличается позитивной тенденцией к выходу мигрантов из тени. Проверок в текущем году мы провели больше чем когда-либо, но нарушений выявлено значительно меньше, практически на 19%. Это говорит о том, что количество желающих связываться с нелегальной миграцией сократилось. Большинство мигрантов в столице сегодня находятся на легальном положении. Наша информационная система учитывает и трудовых мигрантов, и туристов, и приехавших с иными целями. Учтены также те, кто ехал через Москву транзитом. Вообще, информационный ресурс ФМС России содержит порядка 145 млн электронных досье!

— Из каких стран в этом году приехало больше всего мигрантов? Есть ли разница с предыдущим годом?

— Традиционно пальму первенства удерживают мигранты из стран Средней Азии. На первом месте Узбекистан, далее — Таджикистан и Кыргызстан. В этом году заметно больше стало граждан Украины — это связанно, безусловно, со сложной политической ситуацией в этой стране. В прошлом году уроженцы Украины занимали четвертое место по количеству мигрантов. Еще одна интересная особенность этого года — большое количество людей, считающих себя русскими и желающих получить статус носителя русского языка и оформить вид на жительство, а затем и гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. В основном это потомки переселенцев из России в другие республики Советского Союза.

Фото: УФМС Москвы

— Меньше ли стало организаторов незаконной миграции по сравнению с тем же периодом 2013 года? Или «резиновые» квартиры все еще не редкость?

— Безусловно, стало меньше, это видно из новостей: благодаря работе портала «Наш город», на котором можно было оставлять анонимные жалобы на «резиновые» квартиры, и благодаря активной поддержке населения мы активно их ликвидируем. По всей стране с начала 2014 года с регистрационного учета снято более 96 тыс. человек, которые не проживают, а только числятся по «резиновым» адресам.

— То есть население активно помогало вам?

— Очень много было звонков от соседей, которым не нравилось, что на их лестничной клетке живут мигранты. Раньше часто можно было слышать от жильцов слова, что от них ничего не зависит в борьбе с миграцией, поскольку нелегалов все равно отпустят. Сейчас люди почувствовали, что государство с ними на одной стороне. И активно включились в борьбу. Звонки поступают до сих пор, правда, теперь информация в основном не подтверждается. Иностранцы, снимающие квартиры, имеют все разрешения и нужную документацию. Граждане вызывают наших сотрудников, что называется, «на всякий пожарный», опасаясь, что «резиновые» квартиры вернутся.

— Но ведь и раньше в квартире по документам жили два человека, у которых все было вроде как в порядке, а на деле находился десяток нелегалов. Как это проверить?

— Существует множество способов, которые теперь исключают подобного рода неправомерные действия. Например, большое количество людей в квартире сегодня можно банально отследить по количеству потребленной за сутки воды. В квартирах, где проживает много мигрантов, этот показатель всегда намного выше, и скрыть его нельзя. Примерно такая же ситуация — с электричеством. Само собой, есть еще много способов, но раскрывать их не хотелось бы.

— Как обстоят сейчас дела с нашумевшей овощной базой в Бирюлеве? Много ли еще подобных объектов в столице?

— База закрыта, и ее дальнейшая судьба зависит не от нас. К сожалению, подобных злачных мест в Москве хватает. Это не значит, что они будут жить безнаказанно, просто их час еще не настал. Но он определенно не за горами. Правительство Москвы активно борется с незаконными торговыми объектами, и управление участвует в этом процессе.

— Проще ли в целом стало бороться с нарушителями миграционного законодательства?

— С августа 2013 года за нарушение миграционного законодательства действует безальтернативная административная санкция — выдворение. В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области выдворение применяется к нарушителям незамедлительно. И можно сказать, что незаконная миграция изменила свое лицо. Те мигранты, которых вы видите сегодня на улице, состоят на учете. Однако не исключено, что работают они нелегально. Например, оформив патент для работы у физического лица, фактически трудятся в какой-либо организации, что является нарушением закона. Кстати, на сегодняшний день уже существует институт патента только для работы у физических лиц, который зарекомендовал себя положительным образом. С момента его введения в 2010 году трудящимся-мигрантам было оформлено около 6 млн разрешительных документов. В бюджет государства поступило более 31 млрд рублей! Таким образом были выведены из тени люди, которые хотели, но не могли законно трудиться в России.

— События в соседнем государстве породили целую волну беженцев с Украины. Какова ситуация с беженцами сегодня?

— Несмотря на все трудности, 1350 гражданам мы помогли перенаправиться в другие города, они получили там работу и крышу над головой. Однако не всех выходцев с Украины устраивали предложенные вакансии низкоквалифицированных работников. Да и зарплаты в регионах существенно проигрывали доходу, который можно получить в Москве. Еще одна проблема была в том, что многие регионы не отреагировали оперативно на эту ситуацию. Не было временного жилья, рабочих мест и условий. Отправлять людей в неизвестность мы не могли. Поэтому некоторые беженцы провели в столице больше месяца, ожидая помощи в отправке к месту проживания. Впрочем, с того момента, как активность боевых действий на Украине снизилась, ситуация с беженцами изменилась в лучшую сторону. Всего около 3800 граждан имеют статус временного убежища в Москве. Новые беженцы в Москву едут, но их число заметно меньше по сравнению с летним периодом. Это жители Украины, у которых в столице есть родственники и нет проблем с жильем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26689 от 3 декабря 2014

Заголовок в газете: Гастарбайтеры меняют легенду

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру