Запрет на продажу пива в ларьках начал действовать с января 2013 года, а с 1 июня 2014 года эмбарго распространилось на сигареты. В результате по всей стране сотни тысяч ларьков обанкротились и закрылись.
Официальной статистики не существует. Действительно, сложно подсчитать все киоски и ларьки — эта цифра точно переваливает за миллион. По данным Росстата, в 2012 году в России было зарегистрировано 1,6 млн индивидуальных предпринимателей (ИП). Именно такая организационно-правовая форма в абсолютном большинстве случаев используется владельцами павильонов. За прошлый год информация на сайте Росстата до сих пор не вывешена, но точно известно, что в 2013–2014 годах произошло катастрофическое сокращение количества ИП, примерно на треть. Несложно подсчитать, что от одного до трех миллионов человек остались без работы.
По информации предоставленной «МК» руководителем Ассоциации киоскеров и вице-президент «ОПОРЫ» Владленом Максимовым, с 2013 года закрылось порядка 40-50% объектов мелкой розницы. «Мы предупреждали, что это ошибка, но никто не слушал», - говорит он. По его мнению, это решение пролоббировали представители крупных сетей. Уничтожая киоски, ларьки и павильоны, они тем самым расчищали площадку для сетевого ритейла.
Кстати, есть еще одна причина того, почему это произошло. С 1 января прошлого года были увеличены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Взносы для ИП выросли в два с лишним раза. Правда, потом размер страховых отчислений снова уменьшили, но было поздно. Забитые со всех сторон административной дубинкой предприниматели выразили свое отношение к подобным новациям «ногами».
Первым, кто предложил «реабилитировать» пиво и сигареты, стал глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. В октябре на заседании правительства он заявил, что особенно сильно пострадали мини-магазинчики (площадью менее 50 кв. метров) в сельской местности и небольших городах, где такая продукция являлась «бюджетообразующей». Те же, что остались, если не торгуют алкоголем и сигаретами нелегально, работают с отрицательной рентабельностью.
«Нужно корзину маленького магазина просчитывать как необходимый минимальный набор, который обеспечивал бы хотя бы десятипроцентную рентабельность в белую, с налогами, чтобы они могли жить», - развил свою мысль чиновник.
В конце концов Минпромторг создал рабочую группу, в которую вошли представители ФАС, Минздрава, Росалкогольрегулирования, общественные организации, представляющие интересы малого и среднего бизнеса. В декабре пройдет первое заседание. Таким образом, правительство признало свой собственный ляп. Впрочем, может быть поздно: в нынешних экономических условиях на восстановление стрит-ритейла уйдут годы. Сейчас потребительский спрос падает, цены растут, лишних денег ни у кого нет, кредиты становятся супер-рискованными. Это значит, поднимать бизнес с нуля почти не реально.
Например, чтобы открыть киоск прессы в столице, нужно потратить около года, получить более 30 согласований. Стоимость киоска с оплатой подключения электричества составляет от 400 до 800 тыс. рублей в зависимости от его размера и модели.
Тем не менее, главными противниками возврата алкоголя и табака в палатки по-прежнему являются Минздрав и московские власти, которые год за годом целенаправленно зачищают территорию Москвы от мелких торговцев. В Минздраве пугают, что в результате снятия запрета снова увеличится число курящей и пьющей молодежи, количество отравлений. По их мнению, малый бизнес должен искать источники дохода не только за счет продаж вредных для здоровья товаров.