Центр Москвы превращается в помойку

Огромную свалку разместили между жилым домом, театром Градского и Морозовской больницей

Дорогую цену приходится платить жителям района Замоскворечье за коммунальную реорганизацию, которую проводят городские власти. Вот уже несколько месяцев в районе не затихает «мусорный скандал». Несколько центральных улиц города, расположенных недалеко от Кремля, буквально утонули в бытовых отходах — мусорные контейнеры там не вывозятся неделями. Перед ноябрьскими праздниками коммунальные службы Замоскворечья наконец зашевелились: мусор погрузили на «КамАЗы», и «поезд тронулся». Однако и здесь не обошлось без креатива: полигон гниющих отходов жители района обнаружили буквально на следующий день. Мусорную свалку коммунальщики устроили прямо «на районе», в окружении жилых зданий и объектов культуры.

Огромную свалку разместили между жилым домом, театром Градского и Морозовской больницей

тестовый баннер под заглавное изображение

 

Несколько лет назад мы все видели по телевизору заваленный мусором Неаполь. Как сообщали дикторы, виной уборочного коллапса на юге Италии стали мафиози: они на свой вкус и усмотрение меняли начальников фирм по переработке отходов, в результате мусор в Неаполе стало некому вывозить. Москва, конечно, не такая жаркая и мафиозная, но, судя по последним событиям, здесь тоже случаются стычки на мусорной почве. Например, в Замоскворечье завалы на помойках тоже случились на почве административно-предпринимательского конфликта.

Вот уже как двадцать лет мусор в Замоскворечье убирала частная организация АТП «Замоскворечье». По словам жителей, свою работу предприниматели делали качественно. Во всяком случае, никаких претензий местное население к компании не предъявляло. Летом этого года, когда коммунальные службы города повсеместно стали переходить под крышу ГБУ «Жилищник», у новых и прежних хозяйственников случилась размолвка: «Жилищник» перестал оплачивать услуги мусоровывозящей организации. Долг составил 20 миллионов рублей, и руководство АТП «Замоскворечье» в одностороннем порядке расторгло контракт на утилизацию мусора в районе. Как заверяют сами подрядчики, расторжение контракта стало крайней мерой: они неоднократно обращались в бюджетную структуру с просьбой погасить задолженность. По закону задержка платежей не может превышать нескольких недель, а ГБУ не оплачивало услуги месяцами. В итоге мусоровывозящая компания оказалась на гране банкротства, а улицы района погрязли под грудами отходов.

В канун ноябрьских праздников глава управы района Замоскворечье Сергей Иванов принял решение об очистке района от мусора. Но не придумал ничего лучше, как свезти скопившиеся отходы на внутриквартальную территорию на Садовом кольце. Свалка разместилась прямо на задворках нового театра Александра Градского, между Коровьим Валом и 1-м Люсиновским переулком. Со стороны проезда полигон выгодно заслоняет стройка: в результате неприглядной картиной могут «любоваться» исключительно жители окрестных домов. «Москвичи пришли в ужас, бьют во все колокола, — рассказала корреспонденту «МК» местная активистка, жительница дома №2 по Люсиновскому переулку Светлана Варжиленко. — Но пока результата никакого нет».

В управе «Замоскворечье», как и десять дней назад, «МК» ответили оптимистично: мусор будет убран в течение двух дней. В ГБУ «Жилищник» поясняют, что новый договор на утилизацию мусора уже заключен, так что дело за малым — просто разобраться с завалами. Однако жителей такой оптимизм чиновников не впечатляет. «Они все равно будут захламлять территорию у нас во дворе. Туда постоянно чего-нибудь свозят: то какие-то сантехнические кабинки, то железный лом, летом там сваливали грунт для удобрения газонов».

Пока на Люсиновской пытаются отвоевать территорию промбазы, начинают бить тревогу жители Серпуховской улицы: там в районе новостроек тоже скапливаются мусорные кучи, то есть проблема несвоевременного вывоза контейнеров продолжает кочевать по району.

Пока корреспондент «МК» беседовал с местными жителями, с территории импровизированной свалки выехало несколько затянутых тентами «КамАЗов». «Видите, увозят мусор куда-то за город, — пояснили женщины. — Но вместо этих двух скоро приедут четыре — мусорные горы у нас не убывают!»


Татьяна Чередникова

 

 

А КАК У НИХ?

Вот уже несколько последних лет итальянский Неаполь ассоциируется во всем мире с проблемой мусора, в котором кишат крысы, чайки и голуби. В 2010 году Евросоюз даже пригрозил наложить на Италию штраф из-за неаполитанского мусора. На самом деле «мусорные» проблемы существуют на юге Италии гораздо дольше. Из-за высокой плотности населения и особенностей южного климата большинство мусорных полигонов оказались переполнены. Не хватает специальных печей для сжигания мусора и не хватает инвестиций для освоения новых участков земли под свалки.

Есть еще одна проблема: вывоз мусора на итальянском юге находится под плотным контролем мафии, которая не стесняется убирать неугодных ей руководителей компаний по переработке мусора. Каморра, местная мафия, саботирует усилия властей по строительству новых мусорных полигонов и модернизации отрасли, что регулярно приводит к «мусорным кризисам». В какой-то момент из-за всплеска криминальной активности в этой сфере мусор попросту стало некому убирать, да и вывозить его некуда — свалки переполнены. Мусор стали сваливать и поджигать прямо на городских улицах.

В 2007 году итальянское правительство попыталось организовать вывоз мусор из Неаполя на Сардинию. Но местные активисты встретили мусор с материка массовыми митингами, протестуя против превращения острова в новую свалку.

В свое время Сильвио Берлускони (который, к слову, в 2008 г. шел на выборы в том числе и обещая решить проблему мусора на юге страны) удалось договориться о том, чтобы итальянский мусор направлялся на мусороперерабатывающие заводы в Германию. Но из-за того, что, как выяснилось, часть отходов из области Кампания радиоактивна, переработка мусора в Германии была прекращена.

В 2011 году в Неаполе разразился очередной «мусорный кризис» из-за забастовки мусорщиков. Разозлившиеся горожане начали поджигать скопившиеся на неаполитанских улицах отходы. Мэру городу Луиджи ди Маджистрису пришлось принять решение о том, чтобы грузовики, собирающие мусор, сопровождались сотрудниками вооруженной охраны. Более того, несколько раз для вывоза мусора из Неаполя итальянским властям приходилось прибегать к помощи армии.

Еще одной чертой «мусорного кризиса» в районе Неаполя стало существование нелегальных свалок, где сжигаются миллионы тонн привезенных из других регионов страны промышленных отходов, распространяющих токсичные пары. Ровно год назад, в ноябре 2013-го, тысячи неаполитанцев вышли на марш протеста против нелегального выброса токсичных отходов. У многих демонстрантов были фотографии родственников, умерших от рака в результате загрязнения. За последние два десятилетия количество раковых диагнозов у женщин в этом районе выросло на 40%, а у мужчин — на 47%.

Проблема мусора в Южной Италии до сих пор полностью не решена и, как считают эксперты, таит в себе опасный потенциал, который может раскрыться в будущем.


Андрей Яшлавский

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26667 от 7 ноября 2014

Заголовок в газете: Жизнь в Москве — сплошные отходы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру