По данным аналитиков ЦОДД, более половины автомобилей, ежедневно приезжающих в столицу, являются «пришлыми», то есть зарегистрированы не в Москве, а в Московской и других областях. Факт не новый, однако для отчетов о транспортной ситуации весьма существенный. Подсчитано, что сами москвичи совершают порядка 238–240 тысяч корреспонденций (поездок) в сутки — ездят в основном в пределах МКАД. В то же время транспортные заторы начинаются тогда, когда на дорогах собирается свыше 500 тысяч автомобилей — резко возрастает вероятность ДТП, словом, ситуация стремительно ухудшается. Московские власти строят новые дороги, расширяют магистрали и улицы, перестраивают развязки, организуют перехватывающие парковки и платные автостоянки. Однако, несмотря на все эти усилия, каждое утро и каждый вечер дорожные карты навигаторов окрашиваются в красный цвет. Причем вечерние пробки продолжаются вдвое дольше утренних. Виной всему — пресловутые «пробочные горлышки». На выезде из города все обновленные и расширенные вылетные магистрали неизменно упираются в узкие дороги прилегающих к столице районов.
По словам замруководителя ЦОДД Александра Полякова, власти не рассматривают вариант сужения магистралей для урегулирования городских и пригородных транспортных потоков. Инженеры полагаются на планировочные, фискальные и регуляторные инструменты. Например, управляют автомобильными потоками с помощью светофоров, придерживая выход машин с прилегающих улиц на магистрали, не позволяя наглухо закупориваться московским кольцам. Кроме этого сейчас активно расчищают от всякого рода заборов и незаконных строений дороги второстепенного значения, дублеры главных городских шоссе и проспектов, с тем, чтобы заработали поперечные связи. Однако проблему свободного выезда из города это все равно не решит.
Около месяца назад авторитетный экспертный совет, куда входил и известный профессор в области транспорта Вукан Вучик, посоветовал мэру Москвы установить платный въезд в город — предложение пока повисло в воздухе, так как столичные власти не решились на столь кардинальные меры. Возможно, что со временем вопрос опять выйдет на поверхность, ведь его актуальность становится очевидной месяц от месяца. Площадь улично-дорожной сети в Москве — 25–27 кв. м на один автомобиль. Для сравнения: в Европе эта величина исчисляется 100 кв. м, в США — 200 кв. м. Правда, готов ли московский общественный транспорт взвалить на себя тысячи тысяч дополнительных пассажиров — тоже вопрос сомнительный. Метро уже перегружено, а наземным автобусам, троллейбусам и трамваям до регулярного расписания все еще далеко. Так что ничего не остается, как записать на гаджеты и диски побольше хорошей музыки, скачать аудиокниги или курсы «Английский за рулем» и подойти к ноябрьско-декабрьским пробкам в полной готовности. Потому что другого варианта пока, увы, просто не существует.