Сегодня в Москве стихийное появление дорожных знаков напрямую связано с расширением зоны платной парковки. Яркий пример — 2-я Черногрязская улица: с 1 августа на ней, как и на многих других улицах Пресненского района (ЦАО), поставить машину на стоянку стало возможно исключительно за деньги. Парковка для жителей окрестных домов раньше никогда не была проблемой: 2-я Черногрязская улица — тупиковая, по ней не ходит общественный транспорт и никаких запрещающих дорожных знаков на ней не было. Однако за несколько дней до того, как стоянка там стала платной, обе ее стороны буквально усеяли дорожные знаки 3.27 «Остановка запрещена» и 3.28 «Стоянка запрещена».
И вот однажды утром жильцы восьми окрестных домов из законопослушных водителей моментально превратились в нарушителей ПДД. Парковаться им запретили даже у женской консультации при роддоме №32 и школы №2055, и это — при полном отсутствии на 2-й Черногрязской улице какого-либо общественного транспорта. При этом, словно издеваясь над жильцами, дорожники выделили на несколько сотен местных автомобилистов... 6 парковочных мест, и то на тротуаре. И если в начале августа из-за сезона отпусков проблема с тем, где оставить машину, чувствовалась не так остро, то с приходом осени у водителей окрестных домов начались серьезные проблемы. Теперь во дворах вместо обычных 30 машин стали парковаться все 70 (поскольку парковка там бесплатна), некоторые особо рьяные автовладельцы стали пытаться вырывать запрещающие дорожные знаки — и ситуация стала накаляться все больше. Выразителем протестных чувств, царящих на 2-й Черногрязской улице, стала местная жительница, 27-летняя Евгения Маркина.
— Я — водитель с 5-летним стажем, — говорит Евгения, — и за все время, что я живу здесь, никаких проблем с парковкой никогда не было. Больше того, даже когда на нашей улице работал 7-й таксомоторный парк — и то все было спокойно. Теперь же транспортные чиновники фактически создали нам невыносимые условия — парковаться запретили, а мест под стоянку не дали. Дворы у нас постоянно переполнены, как быть водителям — непонятно, а на месте таксомоторного парка теперь строится элитное жилье — и машин на нашей улице скоро будет еще больше. Куда их ставить?
Евгения Маркина обратилась за разъяснениями в столичный Департамент транспорта, собрав под коллективным обращением около 150 подписей жителей 2-й Черногрязской улицы. Официального ответа из ведомства девушка до сих пор не получила, однако в частных беседах представители столичного «Администратора московского парковочного пространства» (ГКУ «АМПП») объяснили ей внезапный запрет на остановку и стоянку на ее улице. Чиновники сообщили, что ширина 2-й Черногрязской улицы колеблется от 7,2 до 7,6 метра, что по нормам ГОСТа исключает возможность как остановки, так и стоянки на ней. Но почему же столичные власти заметили это только сейчас? И как можно полностью запрещать местным жителям парковку на собственной улице, не организовав для этого подходящих мест или «карманов»?
История Евгении Маркиной уникальна тем, что она едва ли не единственная решила вступить в дискуссию со столичными чиновниками о рациональности установки дорожных знаков. Между тем социальные сети пестрят историями о том, как в самых разных уголках Москвы — от Глухарева переулка (Красносельский район, ЦАО) до Хованской улицы (Останкинский район, СВАО) — стихийно появляются знаки, запрещающие остановку и стоянку.
При этом, зачем вводить такие ограничения там, где нет активного движения и не ходит общественный транспорт, не вполне понятно. С точки зрения закона, чтобы поставить даже один дорожный знак в городе, чиновники из Дептранса должны согласовать свои действия сразу с несколькими структурами — от столичной ГИБДД до Москомархитектуры (указание на это содержится в постановлении правительства Москвы №661-ПП от 3 августа 2010 года «О дополнительных мерах по улучшению организации дорожного движения в городе Москве»). «МК» обратился за комментариями в столичный «Центр организации дорожного движения» (ГКУ «ЦОДД»); пресс-секретарь ведомства, Анастасия Писарь, пояснила, что проект установки дорожных знаков проходит через несколько этапов согласования, в том числе и в столичной ГИБДД.
— Согласно федеральному закону «О безопасности дорожного движения» сотрудники ГИБДД выполняют функции контроля и надзора за тем, что происходит на дорогах, — говорит начальник отдела пропаганды Управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве Артем Иванов, — согласованием каких-либо проектов по установке дорожных знаков наше ведомство не занимается.
Если сотрудник ГИБДД во время исполнения своих служебных обязанностей видит в своей зоне ответственности неисправные светофоры, поврежденные или неправильно установленные дорожные знаки, то он сообщает об этом в дежурную часть подразделения, после чего выдается предписание балансодержателю дороги на устранение недостатков. Но в проектировании и согласованиях мы не участвуем.
Получается, что согласованиями при установке дорожных знаков ГКУ «ЦОДД», подведомственное столичному Департаменту транспорта, себя не слишком утруждает. В противном случае не сложилась бы ситуация, когда десяткам автомобилистов запрещают парковаться там, где они привыкли за долгие годы, а вместо этого выделяют им «смешные» шесть мест под платную стоянку. Налицо поспешность и необдуманность действий чиновников. Да и в принципе нужен ли проект платной парковки на тихой тупиковой улочке, на которой отродясь не было оживленного движения? Может быть, представителям Дептранса, вводя то или иное новшество, стоит рассматривать каждую улицу в отдельности и не грести под одну гребенку? Сегодня же им стоит вспомнить известную поговорку «поспешишь — людей насмешишь», которая очень точно отражает нынешнюю ситуацию на улицах Москвы.