Еще в 2011 году по поручению президента Минэкономразвития вместе с «Роснано», РВК и другими организациями составили список из пяти пилотных проектов, которые могли бы стать лицом современной России: «Умный дом», «Современная школа», «Электрический транспорт», «Магазин будущего», и в том числе — «Инновационная дорога». Представить образцово-показательные участки дорог (скоростной федеральной, региональной, городской) доверили Татарстану, Рязанской области и Москве.
В столице изначально говорили о реконструкции Пятницкой (от Кадашевской набережной до Валовой улицы), потом появилась информация, что координаты «сдвинули» на юго-восток, в Люблино, и вот теперь речь идет о поселке Северный (СВАО). Инновационной должна стать подъездная дорога к строящемуся технопарку МФТИ, где в скором времени разместятся IT-компании (русская Кремниевая долина). Дорожные работы разделили на две очереди: по итогам каждой в эксплуатацию введут около 300 метров трассы. Документацию по первому этапу, если верить ЦИР, завершат уже к концу этого года.
Как следует из техзадания, участок новой дороги шириной 18,5 метра пройдет по улице местного значения Новодачная, имеющей съезд с Долгопрудненского шоссе, затем обогнет технопарк и, немного сузившись (до 15 м), снова выведет на шоссе. Кроме того, предполагается озеленение, проектировка пешеходных/велосипедных зон и удобных маршрутов для маломобильных граждан.
Но главная «инновационность» не в этом. От исполнителя ожидают целого букета ноу-хау: так, строители должны использовать «инновационные материалы для увеличения срока эксплуатации дорожного покрытия и объектов дорожной инфраструктуры», установить «интеллектуальные транспортные системы» и «энергонезависимые системы освещения». ТЗ подробно расписывает, какие именно стройматериалы и технические решения могли бы заметно скрасить жизнь водителей и пешеходов. Формулировки одна заковыристее другой: «геотекстиль для повышения несущей способности основания дорожной одежды»; «уплотнение грунтов микровзрывами»; «армирование композитными волокнами для уменьшения колееобразования дорожного полотна»; «конструктивные слои для водонепроницаемости, коррозионной стойкости, износостойкости, трещиностойкости, сдвигоустойчивости, высокой ровности и шероховатости»; «стабилизирующие добавки для увеличения срока службы покрытий как минимум в 3 раза»... И это не говоря о видеофонарях, ГЛОНАСС, нержавеющих знаках, переходах с лифтами и звуковом дублировании сигналов светофоров.
Правда, в пресс-службе ЦИР уточнили, что на практике применят не все из перечисленных в ТЗ материалы, а лишь те, «которые целесообразны и экономически обоснованы». В свою очередь, в клубе выпускников физтеха, активно участвующих в создании IT-технопарка, заявляют, что инновационная дорога для них не просто развлечение: «Не секрет, что профессионалы выбирают те места для работы, где максимально удобно, комфортно и безопасно с точки зрения инфраструктуры».
— Наша главная цель — создать условия для массового применения инновационных материалов и технологий в дорожном строительстве, — резюмируют в Центре инновационного развития. — В планах — еще один схожий проект в центре столицы.
Рядовые москвичи тоже могут принять участие в инновационных стройках, предложив городу свои идеи. Например, можно отправить оригинальный проект по автономному освещению дороги на открытый конкурс Москвы и Минэнерго по применению возобновляемых источников энергии в городской среде «Энергия знания».